Порт приписки - Зарубино

В порту Восточном состоялось совещание руководителей крупнейших торговых портов Приморского края. За рабочим форматом данной встречи стояли беспрецедентные амбиции портовых корпораций и наполеоновские планы самых могущественных из них. Которым и совещаться, впрочем, необязательно.

22 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1253 от 22 окт. 2002

В порту Восточном состоялось совещание руководителей крупнейших торговых портов Приморского края. За рабочим форматом данной встречи стояли беспрецедентные амбиции портовых корпораций и наполеоновские планы самых могущественных из них. Которым и совещаться, впрочем, необязательно.

ВТОРОЙ ПУСАН С КИТАЙСКОЙ НАЧИНКОЙ

Из уст руководителя департамента транспорта и связи краевой администрации Игоря Бельчука тихо прозвучала сенсация. Чиновник делился с транспортными олигархами Приморья планами строительства нового ультрасовременного контейнерного порта в поселке Зарубино Хасанского района и упомянул о следующем факте. Порт, активами которого, по предварительным данным, будут распоряжаться Министерство транспорта России и нынешний владелец «Восточного порта» ЗАО «Северстальтранс», уже не на шутку заинтересовал китайцев. По словам Игоря Бельчука, в конце прошлой недели в Государственной думе РФ появилось письмо, в котором отдельные народные избранники требуют скорейшего решения вопроса по порту Зарубино и последующей передачи его в аренду китайской стороне. Такой лоббистский пассаж незнакомых Приморью депутатов стал настоящим откровением для краевой власти, роль которой в зарубинском проекте, как кажется, и без того ограничивается простым курированием. Тему-то ведут федералы - исходя из августовских президентских наказов. 

Если говорить о новом проекте более предметно, то пока что речь идет о перевалке 100 тысяч контейнеров в год (или 35 млн. тонн) и вожделенном статусе «второго Пусана» - мало сказать, что его строительство спровоцировали разговоры о соединении транскорейской магистрали с Транссибом. Детище Минтранса и «Северстальтранса» займет пустующие берега бухты Троицы и будет находиться по соседству с другими морскими предприятиями поселка. Правда, проектировщики хотят возвести рядом с контейнерной площадкой современный пассажирский терминал для более мощного развития существующих паромных сообщений. Кстати, открыто инвестировать в непостроенный зарубинский супертерминал уже выразили желание и японцы.

АМБИЦИИ И ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

Если за 9 месяцев прошлого года порты Приморья перевалили 23 млн. тонн грузов, то за аналогичный период 2002 года показатели зашкалили за 28 миллионов тонн. Всего по итогам года прогнозируется общая перевалка в 36 млн. тонн. Помимо этого контролирующие органы в сфере морского транспорта отмечают положительные тенденции по средней заработной плате и налоговым поступлениям. Практически у всех крупных портовиков грандиозные планы на 2003 год.

Находкинский морской торговый порт, вечный конкурент своего владивостокского собрата, при посредничестве краевой администрации получил крупный заказ на перевалку угля (дополнительно до 1,5 млн. тонн в год) по линии внешнеторговых отношений с китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь.

К ОАО «ВМТП» власти не менее благосклонны. По словам генерального директора Михаила Робканова, порт намерен углубить два своих причала для существенного прорыва в перевалке контейнеров. Серьезно восприняли в ОАО «ВМТП» неурожаи зерна за рубежом. Во Владивостоке намерены заняться экспортом российского зерна, однако не менее агрессивно ведут себя при сложившейся «зерновой» конъюнктуре и их коллеги из ОАО «Восточный порт».
У Восточного, как всегда, радужные перспективы: к 2005 году ОАО планирует переваливать 26 млн. тонн грузов, что на сегодня является фантастикой. По сравнению с ними более чем скромно выглядит порт Посьета, в очередной раз сменивший генерального директора.

Несмотря на кажущееся в среде портовых промышленников спокойствие, отдельные из них серьезно обеспокоены наметившимся переделом перевалочного рынка. Так, генеральный директор ОАО «Находкинский морской торговый порт» Гелий Мясников убежден, что Зарубино и корейская дорога оттянут на себя львиную долю грузов. И никакие инвесторы, будь они даже такие, как «МДМ» или магнитогорские металлурги, не помогут.
Пока что очевидно, что приморские порты загружаются работой и строят планы с указания своих пришлых инвесторов. Но это, как показывают наметившиеся тенденции, только временный этап. Через несколько лет все может кардинально измениться. В пользу «Северстальтранса».

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»