Елена Щедрина: У меня три любимые стихии – море, музыка и телевидение

Имя телевизионной ведущей, журналиста и оператора Елены Щедриной известно всему Приморью. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат и дипломант многих всероссийских и международных кино- и телеконкурсов. Получала награды на приморском кинофестивале «Человек и море», участвовала в сахалинском - «Телеэко» и в камчатском – «Живая вода». В прошлом году во французском Антибе ее фильм «Золотой Рог. Отражение» получил приз «Стеклянная рыба» за актуальность темы. Щедрина несколько раз побеждала на конкурсе «Экология России», где представляла свою программу «Жемчужина побережья», которая рассказывает о царстве Нептуна и его обитателях. «Жемчужина» - одна из самых рейтинговых передач на Приморском ТВ. А в этом году она еще и номинировалась на «Тэфи».

18 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1252 от 18 окт. 2002

Имя телевизионной ведущей, журналиста и оператора Елены Щедриной известно всему Приморью. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат и дипломант многих всероссийских и международных кино- и телеконкурсов. Получала награды на приморском кинофестивале «Человек и море», участвовала в сахалинском - «Телеэко» и в камчатском – «Живая вода». В прошлом году во французском Антибе ее фильм «Золотой Рог. Отражение» получил приз «Стеклянная рыба» за актуальность темы. Щедрина несколько раз побеждала на конкурсе «Экология России», где представляла свою программу «Жемчужина побережья», которая рассказывает о царстве Нептуна и его обитателях. «Жемчужина» - одна из самых рейтинговых передач на Приморском ТВ. А в этом году она еще и номинировалась на «Тэфи».

К тому же Елена Щедрина чуть ли не единственная женщина в России, которая профессионально занимается подводными съемками. Про себя она говорит: «У меня три любимые стихии – море, музыка и телевидение». Скоро у Елены Николаевны большой юбилей, поэтому газета «Владивосток» пришла к ней в гости.

- Первый и стандартный вопрос: как вы пришли в телевизионную журналистику?

- В свое время я окончила институт искусств. Так что первое образование у меня музыкальное - дирижер-хоровик. До сих пор обожаю всяческие хоровые звучания. Потом уже в 80-х годах решила стать настоящим профессионалом и пошла на факультет журналистики за вторым образованием. Мой отец, Николай Иванович Соловьев, тоже был журналистом. Когда мне исполнилось 15, отцу предложили переехать из Хабаровска в Приморье. Он не один год проходил на китобойной флотилии – выпускал газету. Отец не хотел, чтобы я занималась журналистикой. Поэтому я пошла в музыку. Но впоследствии каким-то десятым чутьем поняла, что журналистика - это мое. В 1969 году меня пригласила на телевидение Ирина Николаевна Беркович. Это имя до сих пор помнят многие музыканты и, разумеется, журналисты. Наверное, это самый лучший звукорежиссер, который когда-либо работал на Приморском радио и телевидении. Вот так, с ее легкой руки, я сама стала звукорежиссером музыкальной редакции. У меня вообще были хорошие учителя. Галина Яковлевна Островская, которая научила меня грамотно обращаться со словом. Я с огромной благодарностью вспоминаю Лидию Михайловну Любимову. Она была моим первым главным редактором. Помню, однажды Валентин Александрович Ткачев снял мою передачу с эфира. Сначала я жутко обиделась, а спустя много лет поняла, что он был прав.

- Как относятся муж и семья к тому, что вам часто приходится, уезжая в командировки, днями, а то и неделями не бывать дома?

- Конечно, переживают. Но мой муж Юрий Петрович сам долгие годы сотрудничал с Приморским телевидением. Он почти 10 лет делал передачу «Веселые старты». Ее также многие помнят до сих пор. Да и наше знакомство с мужем состоялось на телевидении.

- Получается, что семья у вас телевизионная?

- Да уж... Я похожа на своего отца в том, что всегда не хотела, чтобы мой сын стал журналистом. Но так вышло, что Стас сейчас работает в одном из пресс-центров и иногда делает телевизионные сюжеты.

- Елена Николаевна, почему вдруг вы увлеклись подводными съемками? Откуда эта тяга к морю?

- Первый раз я увидела настоящее море с его гребешками, трепангами и прочими обитателями, когда меня еще подростком отец взял с собой на остров Попова. Тогда море было очень чистое, а разная морская живность буквально ползала под ногами. И тут же я влюбилась в эту красоту, которая называется морем. А подводным плаванием я увлеклась совершенно случайно. Когда-то, еще в 1969 году, получила серьезную травму спины, и врачи мне порекомендовали ходить в бассейн. Меня привели в клуб «подводников» «Посейдон», которым руководил Генрих Петрович Костин. Когда я первый раз нырнула с аквалангом, то сразу для себя решила, что там мой мир. Когда я под водой, то забываю про все. Я прошла обучение в специальном подводном центре PADI и получила международный сертификат. Теперь могу нырять где угодно.

- А где вам доводилось погружаться?

- Во многих местах у побережья Приморья, а еще во Франции и в Египте, в Таиланде и на Камчатке.

- Шесть лет назад на экраны вышла ваша, пожалуй, главная передача в жизни - «Жемчужина побережья». Расскажите, из какой пены морской она родилась.

- Когда я работала в отделе информации Приморского телевидения, к нам пришел знаменитый приморский ныряльщик Валерий Борисович Даркин и принес свои подводные кадры. Мы стали делать в передаче «Диапазон» цикл сюжетов, который назывался «Залив Петра Великого». Потом цикл перерос в передачу. Года три назад я сама начала снимать подводной камерой. И этому меня научил Даркин. Я даже помню свой первый подводный кадр: мы погрузились в бухте Желтухина, и мне на глаза попался ржавый артиллерийский снаряд, в котором жил трепанг.

- Не иначе ваш кумир – Жак Ив Кусто?

- Когда я увидела его фильм «В мире безмолвия», то испытала если не шок, то, во всяком случае, эйфорию.

- Вы лично встречались с Кусто?

- Нет. Но я знакома с его сыном. Он так же, как и отец, исследует подводный мир нашей планеты. Кроме того, я была в Монако в институте океанографии, которым руководил великий француз. Там есть музей, поразивший меня своими аквариумами и удивительными рыбами.

- Елена Николаевна, вы всегда сами работаете с камерой. Не доверяете операторам?

- Ни в коем случае. Просто мне всегда хотелось все попробовать самой. К тому же у меня есть пример - Лени Рифеншталь. Она в свое время была не только известной немецкой актрисой, режиссером, но и оператором. Отношения с фашистами, за которые ее всегда упрекали, пусть останутся на ее совести. Но она сделала массу хороших фильмов. А главное, она всегда добивалась того, чего хотела. Если в 70 с лишним лет, когда многие старушки уже сидят на завалинках, Рифеншталь сказала себе: я буду делать подводные съемки, то она это сделала. А год назад, в свои 99, еще совершала погружения.

- Вы тоже хотите повторить ее результат?

- Я постараюсь. У меня еще очень большой запас прочности.