Под грохот канонады

В среду жители Второй Речки готовились к эвакуации. В нескольких километрах от жилых домов гремела канонада, а радио предупреждало о возможной опасности – во Владивостоке загорелись склады боеприпасов Тихоокеанского флота. Разрывы слышались в городе до самого вечера, когда совместными усилиями военным, пожарным и спасателям удалось взять ситуацию под контроль, сбив основные очаги пламени. Тем не менее ЧП вызвало нервную реакцию на всех уровнях власти. Из Москвы для «тщательного разбора происшедшего и недопущения подобных явлений впредь» вылетела комиссия Главного штаба ВМФ во главе с замглавкома российским флотом Михаилом Захаренко. Во Владивостоке вчера было намечено совещание военных и гражданских руководителей дальневосточных регионов и федерального округа для решения проблемы армейских арсеналов. Главная тема - поиск средств и возможностей для вывода на безопасное расстояние от населенных пунктов многочисленных артскладов, пожары на которых в Приморье за последнее время стали почти обычным делом.

18 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1252 от 18 окт. 2002

В среду жители Второй Речки готовились к эвакуации.
В нескольких километрах от жилых домов гремела канонада, а радио предупреждало о возможной опасности – во Владивостоке загорелись склады боеприпасов Тихоокеанского флота. Разрывы слышались в городе до самого вечера, когда совместными усилиями военным, пожарным и спасателям удалось взять ситуацию под контроль, сбив основные очаги пламени. Тем не менее ЧП вызвало нервную реакцию на всех уровнях власти.
Из Москвы для «тщательного разбора происшедшего и недопущения подобных явлений впредь» вылетела комиссия Главного штаба ВМФ во главе с замглавкома российским флотом Михаилом Захаренко. Во Владивостоке вчера было намечено совещание военных и гражданских руководителей дальневосточных регионов и федерального округа для решения проблемы армейских арсеналов. Главная тема - поиск средств и возможностей для вывода на безопасное расстояние от населенных пунктов многочисленных артскладов, пожары на которых в Приморье за последнее время стали почти обычным делом.

Как уже сообщал «В», над Владивостоком угроза неуправляемого артобстрела возникла около 13.00. Флотские саперы проводили плановую ликвидацию партии из 3,5 тыс. некондиционных 30-миллиметровых снарядов, сохранившихся в арсенале после аналогичного пожара 1992 года. Как уже установлено, после одного из взрывов опавшая с деревьев листва вспыхнула, и огонь почти моментально подобрался к основной боеукладке. Когда рванула она, осколки долетели уже до расположенной в километре 28-й открытой площадки хранения боеприпасов, где в тот момент стояло 17 загруженных под завязку вагонов. По предварительным данным, в них хранилось около 4 тыс. 122-миллиметровых снарядов, 800 снарядов калибра 45 мм и 500 штук калибра 100 мм.

Быстро оценив возможные последствия, военные моряки, к счастью, сразу оцепили горящий склад и не допускали туда даже пожарных. По словам одного из очевидцев, «грохот был настолько силен, что пригибало голову», а осколки разлетались более чем на 500 метров. Когда на площадке один за другим стали вспыхивать вагоны со снарядами, мэр Владивостока Юрий Копылов распорядился начать эвакуацию из прилегающих районов города детских садов, школ и больниц. Одновременно он обратился по радио к руководителям расположенных в опасной зоне предприятий с просьбой распустить сотрудников по домам, а для спасения местных жителей на случай ухудшения ситуации были подогнаны 40 автобусов.

Только после того, как взрывы начали стихать и представители МЧС облетели на вертолете очаг пожара, было решено допустить к нему девять пожарных машин и 150 бойцов, которыми руководил лично командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. Вечером огонь почти удалось потушить. С наступлением ночи, как сообщил замначальника Владивостокского управления ГОЧС Александр Губарев, раздавались «лишь отдельные взрывы, не представляющие опасности для людей». К счастью, арсенал находится в расщелинах сопок, и осколки летели на их склоны. По предварительным данным, в общей сложности пожаром были полностью уничтожены 12 вагонов со снарядами, стоявшими в одной сцепке, остальные же удалось отбуксировать в безопасное место.

Нам до сих пор аукаются взрывы 10-летней давности. Тогда, 14 мая 1992-го, боеприпасы взрывались в течение трех дней, и осколки свистели над всем городом. Рвануло 1300 условных вагонов боеприпасов - несколько десятков миллионов взрывчатых «единиц»! С тех пор на протяжении 10 лет ведется поиск разбросанных по сопкам снарядов. Как рассказывают военные специалисты, сейчас земля «выталкивает» крупнокалиберные снаряды. Они очень опасны - 10 лет в земле, а здесь соленая вода, солнечная радиация. Происходит разложение тротила, гексогена, других взрывчатых элементов, и получается гремучая смесь, которая может взорваться в любой момент. До сих пор на них гибнут люди. «Мы постоянно отлавливаем тут детей. Предупреждаем, но это бесполезно - пацанов тянет к таким вещам», - рассказывают саперы.

По самым оптимистичным оценкам военных, за 10 лет упорной работы собрано всего около 70 процентов разбросанных боеприпасов. После пожара работы у них явно прибавится, причем она станет значительно опаснее. Саперы даже приблизительно не могут назвать сроки, когда завершат сбор всех разлетевшихся снарядов.

Вчера прокуратура Владивостокского гарнизона возбудила по факту ЧП уголовное дело о нарушении правил техники безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ), но о возможных подозреваемых следователи даже не заикались. Не исключено, что если причины пожара и будут официально установлены, ими, как обычно, будут названы «роковое стечение обстоятельств» либо халатность какого-нибудь несчастного солдата.

Вот-вот рванет боекомплект

Нынешний пожар на складах боеприпасов Тихоокеанского флота уже третий за последние десять лет. Самый крупный, когда пришлось эвакуировать более 50 тыс. жителей Владивостока, произошел в мае 1992 года на этом же злополучном арсенале на Второй Речке. В 1994 году взлетел на воздух арсенал авиации Тихоокеанского флота близ  Новонежино. Что касается всей страны, самыми «урожайными» на такие ЧП оказались последние два года. 21 мая 2000 года в Хабаровском крае в Ванино погиб во время взрывов военнослужащий. 26 июня 2000 года взлетели на воздух арсеналы полигона Ржевка под Санкт-Петербургом, тушили их больше трех суток. 17 января 2001 года на складе вооружений ВВС и ПВО Дальневосточного военного округа недалеко от Комсомольска-на-Амуре произошел пожар, вызвавший взрыв боеприпасов. 22 июня 2001 года взорвались склады СибВО у города Нерчинска Читинской области, разлет осколков составил более 2 км, из соседних сел эвакуировали 2 тыс. человек. Ровно через месяц произошел пожар на артскладах в 120 км от Улан-Удэ, три человека погибли, несколько десятков были ранены и контужены. 19 августа 2002 года в результате пожара в хранилище осветительных ракет под Сызранью пострадало, правда в основном легко, более 60 человек. Почти после каждого такого ЧП высказывались подозрения, что таким образом военные интенданты прикрывают масштабные хищения взрывчатки, но ни в одном случае прокуратуре не удалось это доказать.

Автор: Дмитрий Коробов, специально для «В», Алексей Распутный, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»