Back in USSR (Назад в СССР)
Красных скинхедов можно отличить не только по светлым и голым, как настольная лампа, черепам, но и по эмблемам серпа и молота на разных частях тела. Впрочем, о молодежных «политтусовках» - как-нибудь в другой раз. Сегодня поговорим о новой моде и, более того, массовом общественном явлении. Если еще два-три года назад в футболках с гербом СССР по Москве расхаживали партийные молодцы да изредка негры, прикупившие на Арбате экзотический русский сувенир, то сейчас их натягивают разношерстные толпы российских прикольщиков и модников. Неокоммунистическая эстетика не ограничивается прикидом. В моде – советский стиль жизни.
Красных скинхедов можно отличить не только по светлым и голым, как настольная лампа, черепам, но и по эмблемам серпа и молота на разных частях тела. Впрочем, о молодежных «политтусовках» - как-нибудь в другой раз. Сегодня поговорим о новой моде и, более того, массовом общественном явлении. Если еще два-три года назад в футболках с гербом СССР по Москве расхаживали партийные молодцы да изредка негры, прикупившие на Арбате экзотический русский сувенир, то сейчас их натягивают разношерстные толпы российских прикольщиков и модников. Неокоммунистическая эстетика не ограничивается прикидом. В моде – советский стиль жизни.
ЛЕНИН НА ФУТБОЛКЕ, «КОЛА» В РЮКЗАКЕ
Прошлогоднюю коллекцию модельера Александра Залевского украшал свитер цвета кумача с изображением Ленина. Хитом показа Дениса Симачёва была кашемировая олимпийка с крупными буквами «СССР», о которой кутюрье мечтал с детства. Советская лихорадка обрушилась и на Владивосток - «заболевшие» уже имеются, и в большом количестве. Одного из нас, например, за месяц шестеро студентов спросили, где продается одежда с Лениным, Сталиным и прочими советскими вождями. На вполне адекватное «Зачем?» отвечали однообразно и разгоряченно: «Потому что круто и модно!»
Синие, красные и черные футболки с советским гербом красуются в магазине «CD-Land».
- Это остатки, - поясняет продавец Павел Бабий. - С серпом и молотом уже разобрали. Летом спрос на них был огромный, несмотря на приличную для такой продукции цену. Иногда скупали дюжинами – это снаряжались на свои тренировки местные баскетбольные и волейбольные команды. А вообще подобными вещами интересуются в основном школьники и студенты, знающие о советских временах в лучшем случае из книг. Товар нам поставляет частная владивостокская фирма. Хочу подкинуть этим ребятам идею: пусть к зиме наделают балахонов с гимном канувшей в историю страны. Бушлатов там, буденовок. Молодежь интересуется…...
На прилавках наших магазинов снова появились подзабытые валенки, калоши и ботинки «Прощай, молодость». Не отстают и китайцы. Они как всегда лучше всех реагируют на пульсирующие запросы российского рынка: приморские базары переполнены шмотками с державной символикой. «Адидаски» не в моде.
Пилотки и военно-морские фуражки советских времен, по заверению эксперта владивостокского магазина «Сувениры» Андрея Кубрака, чаще всего приобретают иностранцы. Но в столице, например, уже попадаются модники в буденовках. Чем мы хуже?
- Конечно, большинство молодых иначе как «стебом» свое увлечение не называет, - говорит психолог Екатерина Тихонова. – Но я вижу в нем несмелые ростки патриотизма и национального самосознания. Помните, одно время многие подростки носили майки и шорты с звездно-полосатым американским флагом. Они, сами того не осознавая, равнялись на США, может быть, даже хотели там жить. Взрослых скорее должно было насторожить проамериканское поведение детей, а не мода на символику, знакомую их отцам и дедам….
А что, может, и впрямь юные создания, проживая в отнюдь не цветущей стране, испытывают тоску по мощной державе, какой был Советский Союз? Ностальгия по всему советскому – это сейчас массовый общественный диагноз. И, как показывает жизнь, заболели ею не только молодые люди 70-80-х годов рождения, потерявшие империю своих отцов, скучающие по ней.
С другой стороны, можно представить радость некогда репрессированной бабушки, когда внучок, недавно собирающий наклейки с гонками и голыми нимфами, повесит над письменным столом портрет Сталина, а на вопрос: «Для чего?» ответит: «Так надо»….
- В 60-е годы, когда я была комсомолкой, до жути хотела маечку со звездами и сумку с гербом на кармане, - признается одна моя знакомая. - Но ничего подобного у нас не выпускалось, нескромными и мелкими считались даже мысли об этом. Недавно, встретив парнишку в футболке с советской символикой, я вдруг почувствовала – мечта моей юности осуществилась, и на душе стало теплее.
СОВЕТСКОЕ – ЗНАЧИТ ЛУЧШЕЕ?
Был период (конец 80-х – середина 90-х), когда все советское огульно считалось плохим. Обувь у нас не та, машины ненадежные, даже фильмы рядом не стояли с голливудскими. Молодежь дралась за иностранную жвачку с вкладышами, яркие адидасовские тряпки и прочие символы красивой западной жизни. Однако несколько лет назад все ощутимее начался процесс некоторого отрезвления. Мы вспомнили, что советская неброская обувь была покрепче китайских ботинок. Что советская водка – это вам не нынешний частый термоядерный самопал. Что в военном и космическом деле технике советского «зачатия» и сегодня равных нет, что, кстати, не стесняется признавать Запад. Это не говоря уже о том, что многие из нас успели вспомнить и пожалеть о советском образовании, жилищном строительстве, даже милиционере дяде Степе, расхаживающем в нормальной аккуратной фуражке, а не в «гестаповке», как сейчас.
Параллельно с отрезвлением сознания и избавлением от многих «демократических» иллюзий советская, с молоком матери впитанная эстетика переживает второе рождение. В новом, гротесковом качестве возвращаются коммунистические лозунги, убежденные рыночники заявляют о социальной защищенности и необходимости национализации иных предприятий (такими заявлениями отличился и приморский губернатор Дарькин, говоря о «Дальзаводе»), в лексикон и в жизнь возвращаются сами Советы, недолго просуществовавшие под псевдонимами дум или муниципальных собраний. И вот уже бизнесмен выбирает державную музыку Александрова в качестве мелодии своего мобильника, а директор крупного приморского предприятия просит журналистов: «Да, и обязательно напишите, что я – «красный директор».
На надежном капитале привычных советских торговых марок делают свой бизнес молодые предприятия: в продаже появляется паштет «Советский», известная фирма строит свою PR-стратегию на обыгрывании революционных лозунгов, а популярные певцы перепевают махровые советские шлягеры. Что уж говорить о классике советского кинематографа – фильмах, и сейчас уверенно лидирующих в эфирном рейтинге!
Идея о восстановлении на Лубянке памятника Дзержинскому (совершенно немыслимая еще несколько лет назад) сегодня поддерживается примерно половиной граждан. Даже в творчестве считающихся упертыми либералами писателей уверенно набирают голос имперско-державно-советские нотки. О массовой литературе и говорить нечего – авторы этого чтива быстрее всего схватывают, откуда ветер дует, и подлаживаются под вкусы. Пролистайте наугад любой популярный детектив – наверняка главный положительный герой, будь то мент или бандит, будет ностальгировать по Союзу.
И в этом нет ничего странного. Потому что все мы родом из СССР.
Сергей, студент ДВГУ:
- Советские «фишки» появились у меня раньше, чем пришла эта мода. Мне было 13 или 14, когда я впервые услышал рок-группу «Гражданская оборона». Задели правда о лживости и несправедливости того обывательского режима и саркастическое отношение к властям. Песни Егора Летова слушаю до сих пор. А вот древний советский рубль с Лениным и футболку с серпом и молотом ношу для хохмы, а не из политических соображений.
Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, Андрей ВОЛКОВ (рисунок), Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"