Малый бизнес выходит из окопов
Стена недопонимания последних лет между предпринимательством и властью не давала никаких дивидендов ни той, ни другой стороне. Сейчас наступило то время, когда на месте этой стены нужно строить новые фундаментальные отношения.
Стена недопонимания последних лет между предпринимательством и властью не давала никаких дивидендов ни той, ни другой стороне. Сейчас наступило то время, когда на месте этой стены нужно строить новые фундаментальные отношения.
К такому же выводу пришли и специалисты комитета экономического развития администрации Приморского края. По их данным, Приморье по развитию малого бизнеса в Дальневосточном федеральном округе занимает ведущее место. Оборот розничной торговли малых предприятий в обороте розничной торговли края в 2001 году по сравнению с 2000 годом вырос на 36,5 процента. Такая тенденция сохранилась и в нынешнем году. По словам заместителя председателя комитета экономического развития Александра Зацаринного, столь бурный рост связан прежде всего с ведением новой политики краевой администрации, призывающей предприятия выйти из тени и открыто по отношению к органам власти вести свой бизнес. Сама администрация, в свою очередь, выполняя указ президента, дает открытую информацию о конкурсах, проводимых на территории края федеральными, краевыми и муниципальными заказчиками. Таким вот достаточно простым способом она увеличила в конечном счете число поставщиков и производителей продукции в выполнении государственных заказов в первом полугодии 2002 года (92,5 процента, из них 36 процентов контрактов с краевыми и муниципальными заказчиками выиграли субъекты малого бизнеса), а также существенно снизила финансовые потери от работы недобросовестных компаний частным структурам.
Неплохо выглядят и другие показатели. В 1,5 раза выросли инвестиции в основной капитал малых предприятий (300,5 млн. рублей). Заразительными оказались примеры зарубежных инвесторов, кредитовавших малый бизнес по различным международным программам. Благодаря им собственно малый бизнес и держался все это время на плаву, а наши родные банки поняли, что вкладывать деньги в малое производство не так уж и плохо. Теперь и приморские банки тоже стараются не отставать. Особенно в этом преуспевают “КМБ-банк”, “Примсоцбанк”, “Дальневосточный банк” и банк “Конэкагромпром”. Они охотно выдают рублевые и валютные кредиты тем коммерсантам, которые не желают топтаться на одном месте и хотят вырасти в нечто большее.
Но возможность получить кредит в любой форме зависит не только от желания, но и от того, в какой области экономики собирается сконцентрироваться бизнесмен. Если, например, в сфере торговли, то он скорее всего кредит не получит, так как этот сектор в нашем крае уже перенасыщен (42 процента малых предприятий) и практически не развивается. А вот в отраслях промышленности (14 процентов) и строительства (11 процентов) места хоть отбавляй, и потому содействовать развитию здесь банки будут куда более энергично.
Несмотря на то, что кредитование малого бизнеса сдвинулось с мертвой точки и короткими шагами малое предпринимательство занимает свою законную нишу, без реальной поддержки государства оно свое дальнейшее развитие не получит. Сдвиги в этом плане есть. В крае создана и активно действует инфраструктура поддержки предпринимательства: от агентств развития и поддержки предпринимательства до бизнес-центров и кредитных организаций. Не дремлют на этом поприще и сами коммерсанты. По их инициативе в крае функционирует более 30 общественных ассоциаций и объединений предпринимателей.
В этом году по поручению губернатора края был разработан проект программы развития и поддержки малого предпринимательства, который сейчас находится на согласовании. Администрации отдельных городов и районов края самостоятельно разрабатывают программы по поддержке малого бизнеса, в частности в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Казалось бы, все неплохо и можно смело смотреть в будущее. Однако еще остается круг нерешенных проблем. Особенно это касается поиска оптимальных форм диалога между бизнесом и государством. Чиновники пытаются довести до всех деловых людей, что государственный сектор не должен предоставлять финансы для роста частного сектора, но он должен обеспечивать к ним доступ. То же самое касается и образовательных услуг.
Несмотря на свое светлое будущее, сектору малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это связано с низким уровнем платежеспособности населения. Но если доходы населения возрастут, то увеличится потребность в товарах и услугах, которые малый бизнес может взять на себя.
Автор: Андрей САКУН, специально для «В»