Малый бизнес выходит из окопов

Стена недопонимания последних лет между предпринимательством и властью не давала никаких дивидендов ни той, ни другой стороне. Сейчас наступило то время, когда на месте этой стены нужно строить новые фундаментальные отношения.

10 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1247 от 10 окт. 2002

Стена недопонимания последних лет между предпринимательством и властью не давала никаких дивидендов ни той, ни другой стороне. Сейчас наступило то время, когда на месте этой стены нужно строить новые фундаментальные отношения.

К такому же выводу пришли и специалисты комитета экономического развития администрации Приморского края. По их данным, Приморье по развитию малого бизнеса в Дальневосточном федеральном округе занимает ведущее место. Оборот розничной торговли малых предприятий в обороте розничной торговли края  в 2001 году по сравнению с 2000 годом вырос на 36,5 процента. Такая тенденция сохранилась и в нынешнем году. По словам заместителя председателя комитета экономического развития Александра Зацаринного, столь бурный рост связан прежде всего с ведением новой политики краевой администрации, призывающей предприятия выйти из тени и открыто по отношению к органам власти вести свой бизнес. Сама администрация, в свою очередь, выполняя указ президента, дает открытую информацию о конкурсах, проводимых на территории края федеральными, краевыми и муниципальными заказчиками. Таким вот достаточно простым способом она увеличила в конечном счете число поставщиков и производителей продукции в выполнении государственных заказов в первом полугодии 2002 года (92,5 процента, из них 36 процентов контрактов с краевыми и муниципальными заказчиками выиграли субъекты малого бизнеса), а также существенно снизила финансовые потери от работы  недобросовестных компаний частным структурам.

Неплохо выглядят и другие показатели. В 1,5 раза выросли инвестиции в основной капитал малых предприятий (300,5 млн. рублей). Заразительными оказались примеры зарубежных инвесторов, кредитовавших малый бизнес по различным международным программам. Благодаря им собственно малый бизнес и держался все это время на плаву, а наши родные банки поняли, что вкладывать деньги в малое производство не так уж и плохо. Теперь и приморские банки тоже стараются не отставать. Особенно в этом преуспевают “КМБ-банк”, “Примсоцбанк”, “Дальневосточный банк” и банк “Конэкагромпром”. Они охотно выдают рублевые и валютные кредиты тем коммерсантам, которые не желают топтаться на одном месте и хотят вырасти в нечто большее.

Но возможность получить кредит в любой форме зависит не только от желания, но и от того, в какой области экономики собирается сконцентрироваться бизнесмен. Если, например, в сфере торговли, то он скорее всего кредит не получит, так как этот сектор в нашем крае уже перенасыщен (42 процента малых предприятий) и практически не развивается. А вот в отраслях промышленности (14 процентов) и строительства (11 процентов) места хоть отбавляй, и потому содействовать развитию здесь банки будут куда более энергично.

Несмотря на то, что кредитование малого бизнеса сдвинулось с мертвой точки и короткими шагами малое предпринимательство занимает свою законную нишу, без реальной поддержки государства оно свое дальнейшее развитие не получит. Сдвиги в этом плане есть. В крае создана и активно действует инфраструктура поддержки предпринимательства: от агентств развития и поддержки предпринимательства до бизнес-центров и кредитных организаций. Не дремлют на этом поприще и сами коммерсанты. По их инициативе в крае функционирует более 30 общественных ассоциаций и объединений предпринимателей.

В этом году по поручению губернатора края был разработан проект программы развития и поддержки малого предпринимательства, который сейчас находится на согласовании. Администрации отдельных городов и районов края самостоятельно разрабатывают программы по поддержке малого бизнеса, в частности в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Казалось бы, все неплохо и можно смело смотреть в будущее. Однако еще остается круг нерешенных проблем. Особенно это касается поиска оптимальных форм диалога между бизнесом и государством. Чиновники пытаются довести до всех деловых людей, что государственный сектор не должен предоставлять финансы для роста частного сектора, но он должен обеспечивать к ним доступ. То же самое касается и образовательных услуг.

Несмотря на свое светлое будущее,  сектору малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это связано с низким уровнем платежеспособности населения. Но если доходы населения возрастут, то увеличится потребность в товарах и услугах, которые малый бизнес может взять на себя.