«В кадре не должно быть ничего случайного»
Леонид Парфенов чувствует эстетическое родство с Масяней.
Леонид Парфенов чувствует эстетическое родство с Масяней.
- Вы считаетесь эталоном стиля на телевидении - с вами кто-то работал или все комплименты лично в ваш адрес?
- У меня нет никаких консультантов. Мы с оператором-постановщиком Владимиром Каптуром просто смотрим, «как это выглядит в кадре».
- А как вы обычно подбираете одежду для программ?
- За эти пять-шесть сезонов у нас было не менее десяти разных проектов – и в каждом случае по-разному подбирались костюм, внешность и манера поведения. Для каждого проекта выбрать стиль – это особенная задача. Главное, что в кадре не должно быть ничего случайного. И я надеюсь, что в оценке «самый элегантный ведущий» имеется в виду не «красивость», а то, что это было хорошо и уместно. Потому что иначе бы говорили «расфуфыренный», «расфранченный» и так далее. Франтом, по счастью, не называют. Так что консультантом для меня является само телевидение, работа в кадре, а не специалист по моде.
Это задача профессии, на экране мы все выглядим несколько другими. В жизни я, как правило, не ношу костюмов. Это интервью даю, сидя в джинсах, свитере, это мое обычное состояние. Более того, костюмы, в которых я выхожу в эфир, висят здесь, я их больше нигде не ношу.
- То есть это такая спецодежда?
- Уборщицам на работе выдают халаты, дирижерам и музыкантам симфонических оркестров – смокинги и фраки. А у меня на работе выдают костюмы. Ясно же, что первая скрипка Большого театра в жизни – на даче, в булочной – не ходит в смокинге.
НЕ «О ЧЕМ», А «КАК»
- А есть у вас какие-то ориентиры как у тележурналиста и ведущего?
- Телевидение для меня началось в 1983 году – я тогда увидел программу «Веселые ребята». Потом я приезжал сюда, познакомился с Андреем Кнышевым и Виктором Крюковым, и это для меня был очень сильный импульс. Я тогда как раз заканчивал работу в газете и переходил на телевидение. Для меня было очень важно, что телевидение может само быть собой, что у него есть свой язык, свой способ журналистики. А еще есть очень много замечательных западных вещей: «grand reportage» на французском телевидении – они филигранно работают со звуком, с картинкой. Явление так передается через экран, что даже не требуется ничего растолковывать, поэтому – минимум текста. Ну и, конечно, очень сильные американские репортеры. Я думаю, что французский и американский репортаж – это лучшая мировая школа. Еще есть журнал «Paris Match», который я очень люблю и отношусь к нему как к телевидению, потому что по выразительности картинки ему просто нет равных.
- Кого вы считаете своими конкурентами?
- Прежде всего это «Вести недели» на канале «Россия», «Итоги» Евгения Киселева на ТВС и «Времена» Владимира Познера на ОРТ. Все эти программы выполняют одну и ту же функцию – подводить итоги недели, выявлять тенденции недели, события недели. «Намедни» выходит позже их всех, поэтому нам особенно сложно: мы говорим на те же темы и заинтересовать зрителя можем только тем, что говорим как-то по-другому. Здесь вдвойне важной становится проблема не «о чем», а «как».
ЗРИТЕЛЯ НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЕШЬ
- Заметили ли вы, что последний год все корреспонденты НТВ стали разговаривать в «стиле Парфенова»? Как вы к этому относитесь?
- Я думаю, это не мой, а наш коллективный стиль, в котором есть и моя заслуга, и заслуга Андрея Лошака или Алексея Пивоварова, или тех, кто не «говорит» в программе, например, шеф-редактора Николая Картозия. Этот стиль – некоторая гуманитаризация информации: мы стараемся все показывать «через человека».
- Другими словами, никакого «стиля Парфенова» не существует, и вы не «давите харизмой» свою команду?
- Лучше, конечно, спросить об этом их самих, хорош я буду за них говорить, что им при мне работается «вольно и свободно». Но судите сами: мы всей командой «Намедни» – пишущих, работающих в кадре, продюсирующих, организовывающих и редактирующих, собирались за городом на такую «научно-практическую конференцию». И в результате выработали совместные общие правила на сезон.
- Кстати, с чем связано появление Масяни в вашей программе? Хотите привлечь более молодую аудиторию?
- Масяня появилась прежде всего потому, что я чувствую с ней эстетическое родство. Это актуальный и современный продукт, который должен был выйти на более широкую аудиторию – ее популярность в Интернете достигла своего потолка. А то, что Масяня делает в «Намедни», – это такой своеобразный лирический дневник нашего современника. Специальной задачи – заманить на Масяню, как на «сладкое», мы не ставили. Мы такими вещами вообще не занимаемся – зрителя на мякине не проведешь. Если вы скажете: «У нас потом на десерт будет что-то вкусненькое, потерпите», – не будут терпеть. Программа воспринимается зрителем как «компот», в котором есть разные ягодки, какие-то для вкуса, какие-то для запаха, какие-то – потому что они сытные, какие-то – потому что сочные. Ключевое слово здесь – интерес. Ведь по-русски это подразумевает очень много разных смыслов, интересно – это может быть и важно, и нужно, и занятно, и увлекательно, и развлекательно, и все это – интересно.
- А если честно, вам самому интересно то, что интересно зрителю?
- Конечно. Это обязательное требование – надо самому быть заинтересованным. Если ты делаешь все «с холодным носом», просто отрабатываешь, потому что у тебя такая профессия, – ничего не получится. Это же сразу видно – если у тебя самого «глаз не горит», как можно ожидать, что ты сумеешь зажечь его у кого-то еще?
ПОПУЛЯРНОСТЬ – ЭТО ЧАСТЬ РАБОТЫ
- Интересуетесь ли вы спортом?
- На это почти не остается времени. Но я люблю играть в футбол, который называется деревенским. У меня есть один приятель, у которого на участке такая трава... На таком маленьком поле больше уместны хоккейные ворота. Мы играем без вратаря, потому что если человек на ворота встанет – никто не забьет ни одного гола. В такой деревенский футбол нельзя играть со счетом 0:1 в течение 90 минут, мы все выдохнемся. У нас бывает счет 7:5, 8:7 – это азартная штука, игра на результат.
- Вообще на что остается время, кроме работы?
- Почти ни на что. Удается в месяц два-три раза выбраться какой-нибудь фильм посмотреть или спектакль. Еще иногда – ужины, домашние или в ресторане. Собственно говоря, это все.
- Докучает ли вам популярность?
- Интересный вопрос. Да нет, я к этому спокойно отношусь, это часть работы. Ведь я мог бы работать на телевидении режиссером или продюсером и не показываться в кадре. Я был бы работником телевидения, но при этом не «лицом». Если я в костюме – на улице, конечно, узнают, а так – не очень бросаешься в глаза. Это нормально.
Автор: Светлана ТИМОФЕЕВА, специально для «В»