Лариса Киселёва: Будем работать в подвалах, люках и теплотрассах!

На днях начинается, не побоимся этого слова, беспрецедентная акция – Всероссийская перепись населения. Беспрецедентная потому, что все предыдущие переписи проводились в другую эпоху и фактически в другом государстве.

1 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1241 от 1 окт. 2002

 На днях начинается, не побоимся этого слова, беспрецедентная акция – Всероссийская перепись населения. Беспрецедентная потому, что все предыдущие переписи проводились в другую эпоху и фактически в другом государстве.

Приморский край в целом готов вписаться в историю всем своим 2,2-миллионным населением. Адресное хозяйство практически упорядочено, назначены уполномоченные, обучаются переписчики. О возможных проблемах приближающейся переписи мы беседуем с заместителем председателя краевого комитета государственной статистики Ларисой Киселёвой.

- Несмотря на довольно мощную пропаганду переписи, не совсем понятно, для чего все-таки проводится это масштабное и затратное (5,5 миллиарда рублей) мероприятие. Ведь информация о количестве российского населения все равно постоянно фиксируется - и Госкомстатом, и милицией, и другими институтами.

- В любом случае наша первостепенная задача –установить численность населения, а также получить его социально-демографическую характеристику. С 1989 года, когда проводилась последняя перепись, наша жизнь кардинально изменилась – взять хоть национальный состав, хоть образовательный уровень. Для выработки любых государственных решений в социальной сфере нужна стопроцентная картина, которую может дать только перепись. Ведь появляются новые категории населения, стихийно идут миграционные процессы и так далее.

- Но тут возникает вопрос: насколько можно доверять результатам переписи? Никаких документов у населения требовать не будут, это принципиальный момент – людям верят на слово. Кто поручится за точность собранных сведений? По результатам последней советской переписи 1989 года замужних женщин в СССР оказалось больше, нежели женатых мужчин. Это, конечно, курьез, но возникают и более серьезные опасения - ведь ничто не помешает всякого рода нелегалам (а их, по некоторым подсчетам, в России около 5 миллионов) бойкотировать перепись.

- Из-за этого мы и ведем разъяснительную работу. Во-первых, ни одно ведомство не будет иметь доступ к персональным данным. Во-вторых, среди вопросов переписного листа нет конфиденциальной информации, способной заинтересовать различные структуры. Даже объем доходов мы не просим указывать – только источник, который будет одинаковым и у бизнесмена, и у преподавателя – трудовая деятельность.

Наконец, при сканировании материалов вся информация совершенно обезличивается. Поэтому мы надеемся, что люди будут отвечать на наши вопросы искренне.

- И все-таки кто, по вашим предположениям, может составить «колонну отказников»? Находкинские предприниматели выдвинули ультиматум: мол, пока не уберут с рынков иностранных торговцев, не будем переписываться. К находкинцам могут примкнуть и противники повышения пошлин на импорт японских автомобилей, и различные маргиналы, у которых есть свои причины обижаться на государство и игнорировать любые его инициативы.

- Здесь действительно возможны ультиматумы и спекуляции самого разного рода. Однако пора понять, что перепись нужна нам самим. Бойкотом мы сделаем хуже не государству, а только себе. От итогов переписи будет зависеть и выделение средств Приморью – ведь мы остаемся дотационным краем.

В некоторых странах на момент переписи вводится комендантский час: сидите дома и ждите переписчика. А кое-где за уклонение от переписи полагаются штраф и даже несколько месяцев тюремного заключения. У нас подобных наказаний не предусмотрено, и два года назад, во время пробной переписи населения (она проводилась в Москве, Московской области и части Фрунзенского района Владивостока. – В. А.), нашим переписчикам порой отказывали, причем иногда грубо, вплоть до оскорблений. Однако таких людей было немного. Иные даже сами перезванивали позже, извинялись и просили снова прислать переписчика.

- Переписи подлежат самые разные категории населения. Неизбежно возникнут проблемы с проникновением в некоторые помещения: казармы, тюрьмы, психиатрические лечебницы, коттеджи за высокими заборами, подвалы, теплотрассы...…

- Военнослужащие перепишутся своими силами, как и МВД, ФСБ, учреждения соцобслуживания, места временного пребывания и так далее. Нам остается только жилой (и нежилой тоже) фонд. Ломиться, конечно, не будем, но постараемся войти во все помещения, где только могут жить люди.

Совместно с милиционерами наши сотрудники будут переписывать обитателей люков, подвалов, трансформаторных будок и т. п. Кстати, пробная перепись показала, что бомжи хорошо идут на контакт. Во-первых, это развлечение для них, во-вторых, доброжелательное внимание всегда приятно. Может быть, государство, получив подробные данные о жизни этих людей, по-настоящему займется их проблемами.

- А как быть с осторожными гражданами, которые откажутся впускать переписчика в дом? Да и о безопасности самих переписчиков нужно подумать.

- Для тех, кто не захочет впускать в дом постороннего человека, мы предложим стационарные участки - их будет достаточно. Можно переписаться и по телефону, хотя это будет довольно утомительно.

Что касается самих переписчиков, то УВД предоставило нам списки «нехороших» помещений, где часто пьют, дебоширят и так далее. В эти дома мы пойдем только в сопровождении работников милиции.

Не спрячешься даже на орбите

Российские космонавты Валерий Корзун и Сергей Трещев, находящиеся на международной космической станции, тоже будут переписаны. На корабль «Прогресс», стартовавший несколько дней назад с Байконура, погрузили вместе с топливом и пищей стандартные переписные листы.

Горячая линия

Для всех приморцев действует «Горячая линия» краевого комитета госстатистики. Задавайте любые вопросы о начинающейся переписи населения по телефону во Владивостоке 22-25-20.

Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"