Стала оперяться моя кооперация?

В мае минувшего года издан указ президента РФ “О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами”. Суть его в том, чтобы поднять значимость потребкооперации, восстановить нарушенные права пайщиков. А нарушались они тем, что от пайщиков попросту избавлялись: где под видом перерегистрации, где путем взвинчивания паевого взноса. Руководство крайпотребсоюза, выполняя президентский указ, уже к осени минувшего года добилось позитивных изменений во всех регионах края. И только в Надеждинском районе наткнулось на сопротивление генерального директора райпо Владимира Григорьева.

23 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №124 от 23 апр. 1997

В мае минувшего года издан указ президента РФ “О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами”. Суть его в том, чтобы поднять значимость потребкооперации, восстановить нарушенные права пайщиков. А нарушались они тем, что от пайщиков попросту избавлялись: где под видом перерегистрации, где путем взвинчивания паевого взноса. Руководство крайпотребсоюза, выполняя президентский указ, уже к осени минувшего года добилось позитивных изменений во всех регионах края. И только в Надеждинском районе наткнулось на сопротивление генерального директора райпо Владимира Григорьева.

Крепкий орешек

Владимир Григорьев в последние годы настойчиво проводил реструктуризацию (сейчас это словечко в большом ходу) Надеждинского райпо. В 1992 году, избавившись от большинства пайщиков, он предпринял попытку создать новое экономическое образование - Надеждинское акционерное потребительское общество закрытого типа. Рассматривался новый устав. Однако ликвидировать таким образом райпо тогда не удалось, этому противостояло руководство крайпотребсоюза, основываясь на законе о потребительской кооперации в РФ.

В январе 1993 года собрание пайщиков, которое впоследствии прокуратурой района было признано неправомочным, создало новые формы управления в этом обществе - Владимир Григорьев стал генеральным директором. Вместо правления, избираемого пайщиками, он самостоятельно назначил совет директоров. И начали избавляться от “балласта”. Сначала из 21 тысячи исключили более 15 тысяч человек. В 1995 году в нарушение устава круто подняли размеры паевого взноса, внести который смогли немногие. И в Надеждинском райпо осталось всего 138 пайщиков. Они становились владельцами основных фондов на сумму (по оценке прошедшего года) 16 млрд. 302 млн. рублей.

Восстановить былых пайщиков в их правах, как того требовал президентский указ, руководство райпо отказалось. Оно согласно было на восстановление только при внесении паевого взноса, который абсолютному большинству не по карману. Поэтому оргкомитет по выполнению указа, созданный крайпотребсоюзoм по просьбе пайщиков, провел в июле-августе 96-го участковые собрания (на бывших участках) пайщиков, которые выдвинули своих уполномоченных. Затем на собрании уполномоченных пайщиков (а это высший орган в обществах потребкооперации) были приняты решения, кардинально меняющие ситуацию в райпо. Генеральный директор освобожден от занимаемой должности. Беспрепятственно восстанавливаются в своих правах прошедшие перерегистрацию около 4 тыс. пайщиков. Установлен минимальный паевой взнос - 10 тыс. рублей, дивиденды же будут начисляться на фактический паевой взнос, размеры которого не ограничены. Созданы правление потребительского общества и ревизионная комиссия. Председателем правления избран Виталий Матершев, работающий в Надеждинском РОВД.

И что же Григорьев? Взял под козырек и в “аут”? Нет, принять участие в том собрании пайщиков он отказался, а решения его не счел нужным выполнять. И тогда несколько десятков пайщиков, некогда оказавшихся “за бортом”, подали на генерального директора в суд.

Под знаком двоевластия

Судебная тяжба растянулась более чем на полгода. В Надеждинском районном суде ее рассматривать не стали, ссылаясь на то, что работники суда в числе пайщиков райпо, а значит - люди заинтересованные. Дело передали во Фрунзенский районный суд Владивостока. И вот 4 марта этого года суд признал недействительным постановление общего собрания пайщиков Надеждинского райпо от 26 мая 1995 года, на котором из потребобщества были исключены люди, а также устав райпо, зарегистрированный в том же году в администрации района.

Все это время, пока не состоялся суд, Надеждинское райпо так и функционировало в прежнем виде. Избранный в сентябре прошлого года председателем райпо Виталий Матершев работал на прежнем месте, руководил районным потребительским обществом Владимир Григорьев. И если, согласно информации о выполнении указа президента РФ, подписанной губернатором края, в министерстве финансов для поддержания функционирования потребкооперации принята к списанию ссудная задолженность других приморских районных потребительских обществ в сумме 7,5 млрд. рублей, то долг Надеждинского райпо в размере 65 млн. из-за этих распрей так и остался долгом, который надо возмещать государству. А возмещать нечем, возникла новая задолженность - по налогам в размере 837 млн. рублей. На эту сумму налоговая полиция наложила административный арест на имущество райпо.

Теперь двоевластие, похоже, должно закончиться. Опротестовывать в краевой инстанции решение суда Владимир Григорьев не стал. Виталий Матершев предполагает доизбрать недостающих уполномоченных пайщиков и действовать далее по разработанной программе. Она у него есть. Социальная несправедливость в отношении незаконно исключенных пайщиков устранена судом, в законную силу вновь вступил устав Надеждинского райпо, зарегистрированный в 1990 году. Теперь многое будет зависеть от деловитости и настойчивости воссозданных органов управления райпо и его пайщиков.

Вернутся ли кооператоры на былые позиции?

За минувший без малого год с момента выхода упоминавшегося президентского указа в сельских потребительских обществах края восстановились около 34 тыс. пайщиков и вступили заново еще 10 тысяч. Однако магия крупных “отчетных” цифр безотказно действовала в социалистические времена. Сейчас, пока не остановлены спад в экономике и инфляция, о полном возрождении что-либо говорить не приходится.

Поэтому сделан пока только первый шаг. Кстати, в том самом зарубежном мире, где давно властвует рынок, потребкооперация, правда, в несколько ином виде, уверенно занимает свое место. У нас же бурно развивающаяся коммерция потеснила потребкооперацию. Но коммерция коммерцией, пока она больше ориентируется на импорт да и в отдаленные села не очень-то стремится. А вот потребкооперация намечает некоторое продвижение вперед уже в этом году. В соответствии с соглашением о взаимоотношениях с администрацией края и крайпотребсоюза сельские кооператоры должны закупить у населения 410 тонн мясопродуктов, 5 тыс. тонн картофеля, плодов и овощей. Произвести на своих предприятиях 17 тыс. тонн хлебобулочных и 700 тонн колбасных изделий, 500 туб консервированной продукции, 40 тыс. декалитров безалкогольной продукции, 30 тыс. декалитров пива.

- На нас также лежит значительная доля ответственности в снабжении больниц, детских учреждений, социально не защищенных категорий людей в сельской местности, - говорит председатель правления крайпотребсоюза Михаил Литвиненко, - в крайне тяжелой финансовой ситуации мы вынуждены производить такое обеспечение в долг - сегодня он исчисляется 3 млрд. рублей. Еще на 9 млрд. рублей отпущено товаров первой необходимости в долг населению. И спасибо тем главам администраций городов и районов края, которые с трудом, но находят какие-то возможности поддержать потребительские общества.

Покупательская способность и в городе невысока, в сельской местности она многократно ниже. Тем не менее кооператоры края намечают увеличить и товарооборот в этом году: по сравнению с предыдущим на 13 процентов, продать товаров на 300 млрд. рублей.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, “Владивосток”