Американское присутствие век назад
В первой половине XIX века американские суда в российских портах были редкими гостями. Лишь случай мог привести в Петропавловск, Охотск или Аян американского купца или промышленника. Но положение изменилось, когда в устье Амура появился Николаевск, а на юге Приморья стал набирать силу порт Владивосток.
В первой половине XIX века американские суда в российских портах были редкими гостями. Лишь случай мог привести в Петропавловск, Охотск или Аян американского купца или промышленника. Но положение изменилось, когда в устье Амура появился Николаевск, а на юге Приморья стал набирать силу порт Владивосток.
Вслед за русским купцом из Николаева Яковом Семеновым открыли в нем свою торговлю Генрих Купер и Джеймс Де-Фриз.
О важной роли американских поставок в жизни порта упоминает Николай Михайлович Пржевальский, посетивший его в 1867 году: “...немного можно сказать похвального про торговлю. Все товары - самый низкий брак, существующие на них цены безобразно высоки. Исключение, только не в цене, а в качестве, можно сделать для одной водки, которая приготовляется из чистого американского алкоголя и составляет главный предмет торговли и главный продукт потребления в здешних местах”.
Как только во Владивостоке разрешили продажу земли под застройку, то первыми покупателями стали те же американцы. К началу 70-х годов они успели приобрести: братья Оскар и Карл Смит участок от почтамта до ГУМа, Де-Фриз - от универмага до Океанского проспекта, а земля от железной дороги, что проходит по Светланской, до побережья Амурского залива стала собственностью Генриха Купера и его жены, крещеной китаянки Мэри. Потому и нижнюю часть склона сопки Тигровой обыватели стали называть по владельцу - американской. Кроме того, этими же сынами Америки были приобретены громадные участки за тогдашней городской чертой. Так они и сохранились в названиях - полуостров Де-Фриза и Куперова падь.
Для изучения новой территории, которую так энергично осваивали соотечественники, правительство Северо-Американских Соединенных Штатов направило во Владивосток на должность торгового представителя Уильяма Мортона, вступившего в должность 11 марта 1875 года. Выяснив, что по причине плохого сообщения с центральной Россией перспективы у Владивостока только в далеком будущем, Мортон наш город оставил.
В 1898 году значение Владивостока в Тихоокеанском регионе резко возросло. Он стал не только городом и крепостью, но и административным центром Приморской области. Началась эксплуатация Уссурийской железной дороги, подходило к концу строительство КВЖД, связавшей порт с Великим Сибирским рельсовым путем. К тому времени у САСШ появились в этом регионе и свои интересы. Американские войска фактически оккупировали Филиппины. Поэтому 21 мая 1898 года во Владивостоке появился Ричард Гринер, коммерческий агент САСШ, первый афро-американец, получивший образование в Гарвардском университете.
В 1905 году на смену Гринеру прибыл Роджер Грин, оставивший интересные записки о событиях тех лет. Кстати, он был первым, кто имел официально дипломатический ранг консула. В своих записках Грин предупреждал американские деловые круги, что изучение языка, обычаев и законов Российской империи требует не только времени и сил, но и понимания России. Восток, оно всегда дело тонкое.
В июле 1907 года Грина сменил Пол Нэш, а в марте 1908 он сдал дела Лейстеру Менарду. Менард пробыл на должности до августа 1911 года, когда его сменил Джон Джуэл. В самом начале первой мировой войны на этот пост заступил Джон Колдуэлл, ставший свидетелем двух революций в России, выступления чехословаков и одним из инициаторов участия американских войск в интервенции против Советской России. В 1920 году он назначается наблюдателем при правительстве ДВР в Чите.
С сентября 1920 года обязанности консула во Владивостоке выполняет Дейвид МакГован. В октябре 1922 года Дальневосточная республика со статусом края вошла в состав РСФСР, которая правительством САСШ не была признана. 10 мая 1923 года консульство САСШ было закрыто.
Его откроет вторая мировая война в январе 1941 года, но это совсем другая история.
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»