Этот не липовый липовый мед
У пчеловодов Дальнереченского района и их ближайших соседей еще из пяти районов – Красноармейского, Пожарского, Лесозаводского и Кировского – в этом году очень приличный урожай. Многим уже удалось взять по 100 и более килограммов от одной пчелосемьи. В общем, меда в крае некуда девать. И возможно, он даже будет дешеветь.
У пчеловодов Дальнереченского района и их ближайших соседей еще из пяти районов – Красноармейского, Пожарского, Лесозаводского и Кировского – в этом году очень приличный урожай. Многим уже удалось взять по 100 и более килограммов от одной пчелосемьи. В общем, меда в крае некуда девать. И возможно, он даже будет дешеветь.
- Хотя дальше уже некуда, - говорит директор Дальнереченского межрайонного объединения пчеловодства Сергей Степанов, – потому что всегда считалось, что соотношение цен на сахар и мед должно незначительно колебаться в пределах один к трем. Сегодня за килограмм сахара просят 17 рублей, а за килограмм меда редко когда больше тридцати рублей. Даже и не один к двум.
Но, несмотря даже на эти губительные для отрасли ножницы, пчеловодство в крае вопреки всем законам развивается и живет. Только в Дальнереченском районе за последние пять-шесть лет производство этого продукта увеличилось чуть ли не в десять раз! Причины здесь самые разные, но среди основных специалисты называют прежде всего желание оставшихся без работы и средств к существованию людей в глубинке хоть как-то заработать. Поэтому сейчас просто так не купишь пчелосемью. В очередь становиться надо и ждать, чтобы повезло, возможно, кто-либо из-за старости или болезни станет продавать пасеку. А еще многие считают, что повлияло, во всяком случае в Дальнереченском районе, ужесточение контроля за вырубками леса. Нет, конечно, воруют. Но меньше. Многие в прошлом “вольные” вальщики добровольно бросили это дело и пошли в пчеловоды.
Эту тенденцию вовремя заметили в администрации района и в Дальнереченском межрайонном объединении пчеловодства. И организовали нормальные поставки всего необходимого пасечникам. Но что самое главное, установили и запустили собственную линию по производству вощины – основного исходного материала для пчел. И вытеснили китайских конкурентов начисто. Местное сырье получилось дешевле и качественнее. Теперь основная задача – выйти на новые рынки сбыта. В крае ведь уже давно тесно. Сегодня стараются заманить сибиряков, камчадалов, сахалинцев поработать с покупателями из средней полосы России. Но это непросто. Поскольку те стараются сначала “подоить” собственных продавцов. К тому же железнодорожные и морские тарифы лишают наших пчеловодов всех преимуществ.
- Мы сегодня не ждем удачи, а сами пробиваемся, - рассказал заместитель главы Дальнереченского района Геннадий Медвецкий. – В этом сезоне надеемся на договоренности с москвичами, они готовы забирать десятки и даже сотни тонн меда. Нашли возможность и специальную безвозвратную тару изготовить. Так что перспективы есть.
А вот с заграницей сложнее. Там наш мед почему-то считают не соответствующим их стандартам. По цвету и влажности. - При этом Сергей Степанов дал мне попробовать американский мед из 200-граммовой баночки, которую ему со словами “42 доллара стоит” подарили приезжавшие как-то американцы. На вкус – как несладкая патока. И тем не менее. К тому же подпортили всем дальневосточным производителям китайские добытчики меда. Они настолько научились химичить с этой сладкой продукцией, что теперь трудно убедить иностранцев в том, что наш липовый и цветочный мед – не липовый.
С китайцами связаны и другие беды приморских пчеловодов. Соседи с недавних пор стали скупать в крае на переработку липу. Ту самую, что запрещена к рубкам, как и кедр. И хотя платят копейки, по 90 долларов за куб, лесные браконьеры валят липу почем зря. Причем если для медосбора подходит любое липовое дерево, то для обработки – нет. Получается много отходов. Чтобы найти подходящее дерево, надо свалить несколько. Вот и губят кормилицу. Если так пойдет дальше – конец приморскому пчеловодству наступит уже через несколько лет. Кажется, чего проще: контролируй тех, кто распиливает липу или отгружает ее китайцам. Тем более что, по словам Сергея Степанова, в Дальнереченске, в бывшем поселке ЛДК, у любого предприятия наткнешься на отходы липы. Кто бы только контролировал.
Для пчеловодов Дальнеречья сезон удачного сбора продолжается. Теперь надо думать, как мед реализовать. В этой связи прочитал заметку в местной газете “Ударный фронт”. Там глава района Анатолий Фтодосьев в рамках благотворительной акции предложил всем пчеловодам сдать по одному килограмму меда в больницы и приют для несовершеннолетних. Сам глава 48 килограммов с личной пасеки сдал в туберкулезную больницу.
Автор: Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»