Чужих детей не бывает
…Снимки, иллюстрирующие этот материал, сделаны фотокорреспондентом “В” Вячеславом Воякиным на Северном Кавказе в разных местах и в разные годы – в Дагестане и в Чечне, в 1996 и в 1999 годах. Прошло еще три года, но мы знаем, что ничего не изменилось. Потому что сообщения из этого региона по-прежнему больше похожи на фронтовые сводки. А это значит, что, как всегда, в любой бойне и в любом конфликте в первую очередь и больше всех страдают самые беззащитные – дети. И неважно, какой они национальности. Вины их пока нет. Ни в чем.
…Снимки, иллюстрирующие этот материал, сделаны фотокорреспондентом “В” Вячеславом Воякиным на Северном Кавказе в разных местах и в разные годы – в Дагестане и в Чечне, в 1996 и в 1999 годах. Прошло еще три года, но мы знаем, что ничего не изменилось. Потому что сообщения из этого региона по-прежнему больше похожи на фронтовые сводки. А это значит, что, как всегда, в любой бойне и в любом конфликте в первую очередь и больше всех страдают самые беззащитные – дети. И неважно, какой они национальности. Вины их пока нет. Ни в чем.
...…Через месяц исполнится ровно три года, как отряды приморского ОМОНа, сменяя друг друга, несут боевую службу в самом центре Чечни, на перекрестке трех дорог у селения Мескер-Юрт. Кто был там, знает: не самое тихое местечко. Да и остались ли вообще в Чечне тихие места? Так вот Мескер-Юрт – тоже не курорт. Но служба есть служба, а блок-пост, расположенный на перекрестке трех дорог, имеет для группировки федеральных войск почти стратегическое значение.
А потому чрезвычайно важно, чтобы здесь были мир и порядок, чтобы бойцам ОМОНа не приходилось еженощно до рези в глазах наблюдать с опаской через амбразуры в приборы ночного видения за перемещениями на сельских улицах. Важно и другое: чтобы местные жители поняли и убедились, что мужики с оружием и в камуфляже, приехавшие с другого конца России, прибыли сюда не с войной, а с миром. Чертовски трудная задача - особенно в регионе, где неприязнь (чтоб не сказать ненависть) и недоверие друг к другу копятся уже доброе десятилетие и подкрепляются фугасными подрывами и ответными жесткими зачистками.
В этой ситуации наши омоновцы нашли, пожалуй, единственный верный ход. С первого дня пребывания в Мескер-Юрте они взяли шефство над двумя местными школами, над местной детворой – теми, чье детство течет под грохот проходящих войсковых колонн и рев проносящихся штурмовиков.
Каждый год к первому сентября в обе местные школы поступает из Приморья особо важный и ценный груз – учебники, тетради, мел, ручки, фломастеры, карандаши и прочая канцелярия. Каждый Новый год каждому пацану и каждой девчонке Мескер-Юрта вручается омоновский подарок с конфетами и сладостями – спасибо отзывчивым руководителям ОАО “Владхлеб” и ОАО “Приморский кондитер”, которые в этих вопросах всегда готовы придти ОМОНу не помощь. Да и свои новогодние подарки – вкусные продуктовые наборы, поступающие из Ханкалы, наши земляки по традиции отдают местной детворе.
…В середине октября – через три недели – очередной отряд приморского ОМОНа уходит на блок у Мескер-Юрта. Уходит на полгода, до следующей весны. И теперь наши омоновцы задумали еще одну акцию, еще одно доброе дело: насмотревшись, в чем ходит мескерюртовская ребятня, они решили помочь чеченским детям одеждой и обувью. Понятно, что зарплата у бойцов и офицеров отнюдь не “вертикальная”. И самим им такие подарки не потянуть. А потому командование ОМОН при УВД Приморского края обращается ко всем неравнодушным жителям Владивостока и Приморья: если у вас дома сохранилась уже ненужная, но еще вполне нормальная детская одежда и обувь (неважно, на какой возраст, неважно, зимняя или летняя), принесите ее, пожалуйста, по адресу: Владивосток, ул.Казанская, 9 (это на Эгершельде, чуть выше Казанского моста) или позвоните по телефонам 414-376, 497-996, и омоновцы постараются заехать к вам сами.
Ведь чужих детей не бывает. Особенно, если эти дети растут под вой бомб, свист снарядов и трескотню автоматных очередей.
Мескер-Юрт – большое село: две школы, сотни ребятишек. Но при всем равенстве распределения гуманитарного дара, в первую очередь помощь, конечно же, будет оказана тем, кто нуждается в ней более других. По последним данным, которые привел в разговоре с корреспондентом “В” замкомандира краевого ОМОНа подполковник Магомед Лабазанов, в Мескер-Юрте насчитывается 8 сирот, 16 детей-инвалидов, 85 мальчишек и девчонок растут в неполных семьях. Помочь им – святое дело…
Об этом не шибко принято говорить вслух, но ведь понятно – при выстраивании таких отношений с местным чеченским населением шансы получить пулю в спину существенно уменьшаются. А наши, напомню, уходят на полгода.
И еще одно, о чем не очень любят говорить в ОМОНе, но мы все-таки скажем. Как и любое милицейское подразделение, отряд особого назначения – не самая богатая структура. И уходящих в Чечню собирают буквально по принципу с миру по нитке. Конечно, можно сказать, что солдатский паек вполне достаточен. Можно заявить, что пусть этим занимается государство. А можно ничего не говорить – просто попытаться помочь. И если у производителей минеральной воды, рыбной и мясной продукции долгого хранения есть возможность помочь – помогите! Поверьте: полгода на блок-посту в центре Чечни мало напоминают отдых на Шаморе…
И те, кто уходят в горячую точку, – уходят за нас за всех.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"