Закваска светлого будущего
Как бы ни оценивать итоги прошедшего во Владивостоке форума АТЭС, запомнится он многим. Простым гражданам – свежим зрелищем, бесплатным кофе, буклетами и более полезными вещами, которые охапками раздавали чужеземные гости. Бизнесменам – возможностью потусоваться в кругу себе подобных, обнять старых друзей и обменяться визитками с новыми. Популистам всех мастей – шансом неплохо засветиться, примазавшись к многослойному «пирогу» форума. Наконец, Владивосток во многом благодаря форуму получил строительно-ремонтный импульс, до сих пор, кажется, не исчерпанный. Семеновской площади, брусчатке на центральных улицах и новому крыльцу мэрии уже сегодня можно давать почетный титул «имени АТЭС».
Как бы ни оценивать итоги прошедшего во Владивостоке форума АТЭС, запомнится он многим. Простым гражданам – свежим зрелищем, бесплатным кофе, буклетами и более полезными вещами, которые охапками раздавали чужеземные гости. Бизнесменам – возможностью потусоваться в кругу себе подобных, обнять старых друзей и обменяться визитками с новыми. Популистам всех мастей – шансом неплохо засветиться, примазавшись к многослойному «пирогу» форума. Наконец, Владивосток во многом благодаря форуму получил строительно-ремонтный импульс, до сих пор, кажется, не исчерпанный. Семеновской площади, брусчатке на центральных улицах и новому крыльцу мэрии уже сегодня можно давать почетный титул «имени АТЭС».
В форуме приняли участие 2000 человек, 700 из которых – иностранцы. С экспозицией ознакомились 10 тысяч жителей и гостей края. Приморские власти заключили договоров о намерениях на сумму 185 миллионов долларов, из которых 110 – планируемый вклад иностранцев. Привлекли потенциальных инвесторов горная и рыбохозяйственная отрасли, а также энергетика и химическая индустрия. Перемерзшим якутам понравился остров Русский, из которого они хотят сделать туристический рай. «Но это не главное – стратегические вещи за три дня не делаются», - заметил губернатор Сергей Дарькин. Он, как и некоторые другие представители приморской политэлиты, уверен, что посредством таких вот форумов лет через пять Владивосток превратится в «восточную столицу России». Хотя те, кто ожидал от форума цирковых представлений и раздачи слонов, понятно, разочарованы: инвестиционные проекты на зуб не попробуешь. Может быть, поэтому наиболее людно было у тех павильонов, хозяева которых заманивали посетителей «реальным сектором» - едой, техникой, товарами народного потребления.
Форум прошел под знаком намерений. Участники говорили о проектах, которые в общем-то давно на слуху, но никак не перейдут из эфемерного состояния в материальное. Сложность еще и в том, что отдельные проекты, требующие крупных инвестиций, коммерческими по сути не являются и их воплощение без государственной помощи невозможно. Например, это касается строительства инфраструктуры Бурейской ГЭС: на одни только тепловые сети до задыхающегося без энергии южного Приморья нужны миллионы. Кое-где мало даже этого, так как требуется политическое решение руководителей нескольких приграничных стран. Это относится прежде всего к так называемым транспортным коридорам, самый громкий из которых – соединение корейских железных дорог и последующая смычка с нашим Транссибом. Ким Чен Ир с Владимиром Путиным нашли общий язык, но остается неопределенной позиция Японии – наши ближайшие соседи сейчас вычисляют, выгоден ли им глобальный передел транспортных рынков.
Единства не наблюдается и на российском Дальнем Востоке – каждый губернатор старается перетянуть одеяло на себя. По ходу форума у директора Института экономических исследований ДВО РАН Павла Минакира спросили, какой из субъектов Дальнего Востока наиболее привлекателен для иностранных инвесторов. «Я бы не взялся ранжировать регионы, существует эффективный рейтинг привлекательности, который возглавляют Сахалин, Якутия и Приморье. Другое дело, что в той же Сахалинской области властями создана «невредная» система приема инвестиций, исключающая въедливые бюрократические барьеры», - ответил экономист. Помимо этого каждый регион имеет собственную тактику и специфику развития. Например, в Хабаровском крае успешно развиваются крупные высокозатратные проекты, но в отличие от Приморья слабовато обстоят дела с мелкими.
Что касается организационной стороны дела, то пройдет немало времени, когда прямые и косвенные доходы от форума АТЭС сравняются наконец с расходами. Их понесли как краевой и городской бюджеты, так и международный секретариат АТЭС. А федеральные деньги в край до сих пор не поступили. Впрочем, губернатор говорит, что для Приморья это не трагедия.
Совершенно точно можно говорить о том, что первые результаты форум АТЭС уже принес. О Владивостоке и Приморье услышали и заговорили, и это уже немало. Ведь лишний пиар, как говорят, никогда не повредит.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»