Райский сад на высоте 165 метров над уровнем моря
“Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше», - остроумно заметил классик. Житель Владивостока Андрей Нор, по образованию морской биолог, последовал этому совету и не прогадал. В прошлом году он вместе с женой Ириной, мамой Светланой Васильевной и кошкой Ксюшей перебрался в старенький деревянный домишко № 13 на ул. Полонского, который прилепился на южном склоне сопки Орлиное Гнездо почти у самой вершины. И оказалось, что в центре большого города можно жить, как в деревне: воздух свежий, птицы поют, стрекозы доверчиво садятся на ладошку, машин, можно сказать, нет, а какой вид открывается с высоты птичьего полета! Поистине райский уголок.
“Города нужно строить в деревне, где воздух гораздо лучше», - остроумно заметил классик. Житель Владивостока Андрей Нор, по образованию морской биолог, последовал этому совету и не прогадал. В прошлом году он вместе с женой Ириной, мамой Светланой Васильевной и кошкой Ксюшей перебрался в старенький деревянный домишко № 13 на ул. Полонского, который прилепился на южном склоне сопки Орлиное Гнездо почти у самой вершины. И оказалось, что в центре большого города можно жить, как в деревне: воздух свежий, птицы поют, стрекозы доверчиво садятся на ладошку, машин, можно сказать, нет, а какой вид открывается с высоты птичьего полета! Поистине райский уголок.
- Вас не смущает близкое соседство с телевышкой? – интересуюсь я, пока мы поднимаемся к дому по крутой тропинке, теряющейся в медвяно-сиреневых зарослях дивных цветов.
- Нисколько, - отвечает Андрей с улыбкой. – Мы проконсультировались, у нас с женой много друзей в кругу ученых, она – математик. Здешние “частоты” для человека безвредны. Старожилы с улицы Полонского доживают до 80 лет и если чем и страдают, так разве что пристрастием к рюмочке. У нас с этим проблем нет. К тому же мы устраиваемся на природе со всеми городскими удобствами: пробурили скважину, водичку берем с глубины 40 метров, чистейшая (есть заключение специалистов), батареи солнечные поставили – вот тебе горячая вода и отопление. С канализацией и бытовым мусором тоже разобрались по-умному: бетонные кольца, септик, в корпусах старых холодильников (мы их берем на свалке) – органические отходы, которые со временем превращаются в компост. На собственных шести “поднебесных” сотках прекрасно все растет: зелень - салат, лук, чеснок, кинза. А какие здесь огурчики и помидоры вызревают – южный склон!
И чтобы уже совсем никак не зависеть от капризов природы и городских коммунальных служб - в будущем планируем поставить еще ветровую электростанцию.
Вот мы и пришли, - прерывает свой поистине удивительный рассказ Андрей. – Милости просим в наш дом! Правда, сейчас здесь полным ходом идет перестройка.
Действительно, со стороны дороги солнечные батареи, напоминающие два огромных окна, “выставленных” прямо на земле, смотрятся на фоне старого дома настоящей диковинкой. Впрочем, дом довольно быстро молодеет. Здесь уже успела вырасти пристройка, где разместились ванна, туалет, сауна, кладовая, веранда. А кошка Ксюша принесла троих котят. В ближайших планах – сооружение второго этажа под стеклянной крышей с оранжереей и гостиной. А еще рядом с домом - теплички, чтобы свои овощи были круглый год.
Так сложились обстоятельства, что последние несколько лет семья Норов снимала квартиру, на покупку собственной никак не могли накопить. Кое-как с помощью друзей собрали пять тысяч долларов. С этим стартовым капиталом глава семьи занялся поисками жилья. На это ушло почти полгода.
- Когда я увидел этот дом, сердце екнуло, - говорит Андрей. – Это как любовь с первого взгляда. – Хотя и домом-то его назвать тогда было трудно, половина здания пустовала почти десять лет: выбитые стекла, сорванные двери, здесь время от времени околачивались бомжи. Не поверите, мы с женой, когда прошлой осенью сюда вселились, первое время внутри дома в палатке жили, спасаясь от комаров. Но это уже в прошлом… Как и его история. Соседи рассказывают, что в 1924 году дом уже стоял, а владелец, у которого мы его купили, поселился весной сорок первого… Когда начали перестройку, в земле, на глубине метра, наткнулись на звезду из белого металла, а на ней надпись по-французски, которая переводится довольно странно – “Клетка для девушки”. Что бы это значило, может, кто-нибудь из старожилов подскажет?..
Считаем, нам с домом повезло, на эти деньги даже крохотную гостинку во Владивостоке сложно купить, а здесь “хоромы” - 60 кв. метров плюс шесть соток земли, я уже не говорю о сопутствующих красотах. Здесь главное - не бояться. В этом плане у нас мама – отважный человек. В сорок лет она переселилась из городской квартиры на дачу, и через год там уже были все удобства, потом переехала в деревню – и повторилось то же самое.
Помогает Норам обустраивать старый дом и благотворительный фонд “ИСАР”, который поддерживает экологические проекты. Андрей написал заявку на грант “Солнечная энергия вместо печного дыма” и получил его! Пока лаборатория нетрадиционной энергетики Института проблем морских технологий установила на ул. Полонского, 13 только две солнечные батареи площадью в пять кв. метров. В будущем хозяева собираются прирастить еще три.
- Конечно, 90 долларов за один квадратный “солнечный” метр плюс соответствующее оборудование для работы батарей, которое тоже прилично “тянет”, – это недешево, - рассуждает Андрей. – А с другой стороны, с учетом постоянно растущих тарифов на оплату горячей воды, маетой с печкой, покупкой угля этот вариант все же гораздо выгоднее. Я уже не говорю об экологии. А если учесть, что во Владивостоке сейчас согласно статистике насчитывается около пяти тысяч домов с печным отоплением… Почему бы те льготы, которые положены пожилым людям на покупку угля, не перевести на дотацию солнечных батарей. Например, в Германии действует большая социальная программа по этому направлению.
И еще. Из пяти тысяч кв. метров солнечных батарей, которые установлены в России, в Краснодарском крае их больше половины. А Владивосток, как известно, находится на одной широте с Сочи. Зимой у нас самое “большое солнце”, не считая Крыма, а солнечная «крыша» составляет всего около 200 квадратных метров. Не парадокс ли? В то время как ближайшие соседи – китайцы сейчас выходят на первое место в мире по использованию нетрадиционной энергетики.
Скоро на улице Полонского, 13, на высоте 165 метров над уровнем моря, появится сад, где будут расти не только абрикосы, яблони, но еще маньчжурский орех, кишмиш, элеутерококк – словом, все дальневосточные реликты. А также редкие таежные цветы. И сад, и огород семья Норов будет “обустраивать” по рекомендациям ученого-агронома, выпускника Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Н. Курдюмова, книги которого «Умный огород» и «Умный сад» пользуются большой популярностью и заслуженным уважением у дачников всей страны. Кстати, Н. Курдюмов приезжал в гости к Норам во Владивосток и пришел в полное восхищение от дальневосточных красот. Сам он живет в станице Азовской в Краснодарском крае, но собирается снова побывать в Приморье и подарить краевому центру большой сад, если городские власти проникнутся идеей и выделят под эти нужды землю.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»