Труд под надзором
Летом прошлого года по женской безработице в Славянке был нанесен сокрушительный удар: южнокорейское ООО «Косра» объявило набор на свою трикотажную фабрику. Производство наладили в промзоне бывшей исправительно-трудовой колонии, но это, похоже, не сильно смущало охотниц за длинным «корейским» рублем. Уже скоро в цехах предприятия трудилось около 500 человек. Но каково же было разочарование многих, когда там их встретили порядки, весьма напоминающие зоновские или даже рабовладельческие. До поры это оставалось мрачной тайной фабрики «Косра», поскольку швеи боялись жаловаться на благодетелей, терпеливо снося любые издевательства и грубые нарушения собственных прав. Безработица тоже ведь не сахар…...
Летом прошлого года по женской безработице в Славянке был нанесен сокрушительный удар: южнокорейское ООО «Косра» объявило набор на свою трикотажную фабрику. Производство наладили в промзоне бывшей исправительно-трудовой колонии, но это, похоже, не сильно смущало охотниц за длинным «корейским» рублем. Уже скоро в цехах предприятия трудилось около 500 человек. Но каково же было разочарование многих, когда там их встретили порядки, весьма напоминающие зоновские или даже рабовладельческие. До поры это оставалось мрачной тайной фабрики «Косра», поскольку швеи боялись жаловаться на благодетелей, терпеливо снося любые издевательства и грубые нарушения собственных прав. Безработица тоже ведь не сахар…...
Но когда-то и терпению приходит конец. Из письма швеи Стрекаловой (фамилия изменена):
«Работаю на фабрике с 25 июня 2001 года. За это время мне выдали только две «расчетки»: за март и июль...… Администрация ООО «Косра» вынуждает работать в выходные и праздники, а также после 19.00, то есть до 21.00, до 24.00 или даже до 6 утра. Месячная зарплата в среднем составляет 1,5 тысячи рублей...… Швейный цех не оборудован вентиляцией, нет защиты от пыли, плохое освещение. В рабочее время запрещено посещать туалет, врача и даже вставать с рабочего места...… На предприятии работают женщины китайской национальности. При посещении комиссиями швейной фабрики их прячут...… Отношение к ним со стороны корейской администрации корректнее, чем к русским работницам. В августе 2002 года я ушла по графику в отпуск, из которого были вычтены дни, которые я брала в течение года за свой счет по семейным обстоятельствам. Отпускные и последнюю зарплату за июль мне не выдали...…» Есть аналогичные свидетельства и других славянских «рабынь».
- Все это чистая правда! – восклицает главный государственный инспектор труда по правовым вопросам в Приморском крае Юрий Чернозуб. – Там нарушено все! Начать с того, что фабрику открыли без согласования с Государственной инспекцией труда (ГИТ), а это обязательное требование. До сих пор на предприятии нет правил внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда. Отсутствуют финансово-производственные планы, а потому невозможно определить, как вообще рассчитывается фонд оплаты труда. Процветает черный нал. Всячески вуалируются переработки - обычно под видом совместительства. Самое печальное, что это касается и несовершеннолетних швей. Девчонок берут на работу без обязательного медосмотра, ставят в полную смену. Условия же труда на предприятии просто ужасные. Когда я зашел в швейный цех, то за голову схватился: там никакой вентиляции! А в помещении около 100 человек, и повсюду сильный запах краски, которую используют рядом в трафаретном цехе. Мы вынуждены были его закрыть, хотя стоило бы приостановить работу всей фабрики. Но, увы, таких полномочий у меня не было. Сейчас этот вопрос решается руководством инспекции...
По итогам комплексной проверки трикотажной фабрики (комиссия ГИТ работала там в 20 числах августа) руководству ООО «Косра» было внесено пять предписаний. Сроки устранения нарушений трудового законодательства от «немедленно» (это касается, в частности, прав несовершеннолетних работниц) до месяца. Руководителей же фабрики с ходу ударили по карману. Оштрафован на 5 тысяч рублей и генеральный директор «Косры» Ким Донг Инг. Кстати, по мнению Юрия Чернозуба, корейский руководитель признал допущенные нарушения и глубоко раскаялся. Наверняка сильнее, чем штраф, на него подействовала угроза ГИТ в случае «непонимания» проинформировать о безобразиях на «Косре» приморское представительство МИД России и генеральное консульство Республики Корея во Владивостоке. А это чревато снятием бизнесмена с консульского обслуживания и закрытием визы. Многие помнят, как пару лет назад за куда меньший грех отправился на корейскую родину руководитель одного из швейных предприятий Артема. Тот, что ставил «в угол» провинившихся работниц...…
Признаки «раскаивания» - вот они. На столе главного инспектора только что полученная бумага из «Косры»: в отношении несовершеннолетних швей закон исполнен, они прошли медосмотр, с каждой заключен «правильный» трудовой договор. Работницам, отпуска которых были сокращены на число отгулов, взятых ранее за свой счет, администрация фабрики компенсирует потери. Разумеется, всем выплатят положенные отпускные. И еще. Сразу после отъезда комиссии ГИТ на предприятии создана… профсоюзная организация. Уверен Юрий Чернозуб, что будут приняты и другие необходимые меры.
- Бизнесмены из Южной Кореи – это в большинстве своем корректные, толковые люди, грамотные производственники, - говорит он. – С ними зачастую проще работать, чем с нашими предпринимателями. Но их подводит абсолютное незнание российских законов. И тогда мы их поправляем. Результаты? Зайдите на корейские фабрики в Партизанске, Уссурийске, Артеме, Тавричанке… - там ныне созданы отличные условия труда для работников! Никакого сравнения с нашей «Зарей» во Владивостоке. Вот, к примеру, у нас сейчас полное понимание с генеральным директором ООО «Корос» в Партизанске мистером Чжу, хотя его мы тоже штрафовали на 8 или 9 тысяч рублей за различные нарушения. Так он, только комиссия вышла за порог, ринулся устранять все замечания, вложив 2,5 миллиона рублей в систему охраны труда. Чувствуется, переживает за дело.
Всего, по данным ГИТ, в Приморском крае действует около 30 швейных производств, организованных корейцами. Там занято примерно 15 тысяч россиян, что больше, чем на всех других предприятиях с иностранным капиталом. Поэтому за ними особый контроль.
Щит для наемника, меч для хозяина
Но бдительное око государственных инспекторов с не меньшим тщанием следит и за чисто российскими предприятиями. Правда, охватить сотни объектов усилиями нескольких человек, пусть даже таких крепких профессионалов, как Юрий Андреевич Чернозуб (35 лет юридического стажа), сразу невозможно. Поэтому пару лет назад была избрана тактика комплексного инспектирования подопечных территорий. К примеру, тотальным проверкам подверглись в свое время Ханкайский, Черниговский, Октябрьский, Кировский, Михайловский, Пограничный районы и город Артем. В этом году обработаны Надеждинский и Хасанский – уже в рамках нового Трудового кодекса (вступил в действие 1 февраля). На очереди Шкотовский и Хорольский районы. Прошлись инспектора ГИТ и по таким ранее закрытым для них секторам экономики, как заводы и ремонтные базы бронетанковых и пограничных войск, где работает много вольнонаемных граждан. Есть серьезное намерение провести комплексную проверку религиозных организаций Приморья: как-то там соблюдается трудовое законодательство? Практика показала, что после таких рейдов на местах устанавливается временное затишье и жалобный поток почти иссякает.
Юрий Андреевич Чернозуб называет сухие цифры статистики. Если до 1999 года в крае к ответственности за нарушения КЗоТа привлекали человек 300 от силы, то теперь вчетверо больше. А в этом году число наказанных руководителей может приблизиться к отметке 2000. Нарушений – море! Только за пять дней работы комиссии в Хасанском районе их выявлено 970, при том что многие предприятия остались за рамками проверки. Просто сил физических не хватило!
Типичные грехи: работодатели не заключают с «наемниками» трудовые договоры, зарплату выдают черным налом, индексация не производится и т. д. Кое-где еще продолжают жить по старому КЗоТу, не подозревая, что давно уж приняты новые законы...… Ежедневно офис приморского филиала ГИТ по улице Пологой, 68 во Владивостоке осаждают толпы жалобщиков, полагающих, что их трудовые права незаслуженно нарушены. И действительно, только единицы из нескольких тысяч обратившихся за помощью в этом году пришли не по адресу. Интересы остальных госинспекция труда отстаивает вплоть до судебных инстанций.
- Но сегодня мы просто на пределе, - сетует главный правовой инспектор. - Это как снежный ком, мы иногда уже захлебываемся в этом потоке! Откуда все? Видимо, переход к рыночным отношениям породил во многих руководителях страшную жажду личного обогащения, и они все всасывают и всасывают в себя, забывая платить людям зарплату, укрывая налоги, нарушая законы. Самый позорный пример: ситуация с «Дальморепродуктом»...
И последнее. Недавно комплексной проверке подвергалась… сама приморская инспекция труда. По заключению московских ревизоров, работа здесь налажена отлично
Автор: Сергей АКУЛИЧ, «Владивосток»