Владивосток: третья попытка

Судьба Владивостока со дня его основания оказалась очень тесно связана с крутыми поворотами в истории Российского государства. В начале прошлого века у него были все шансы стать «окном в Азию», как когда-то Петербург стал окном в Европу. Об этом говорили и первый военный губернатор Приморской области контр-адмирал В. П. Казакевич, и генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков. Но бурное развитие города в этом своем естественном качестве было приостановлено революцией и последующим превращением страны в «неприступный бастион мирового прогресса», наглухо отгороженный от остального мира железным занавесом. Когда занавес рухнул, в начале 90-х Владивосток сделал вторую попытку выйти в мир – он стал открытым городом. Наступил долгожданный новый век, появились новые люди, экономика России стала оживать, во внешней политике радикально сменились приоритеты, и у Владивостока появился реальный шанс сделать третью, на этот раз удачную попытку стать широко открытыми воротами России на Тихий океан.

3 сент. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1225 от 3 сент. 2002

 Судьба Владивостока со дня его основания оказалась очень тесно связана с крутыми поворотами в истории Российского государства. В начале прошлого века у него были все шансы стать «окном в Азию», как когда-то Петербург стал окном в Европу. Об этом говорили и первый военный губернатор Приморской области контр-адмирал В. П. Казакевич, и генерал-губернатор Восточной Сибири М. С. Корсаков. Но бурное развитие города в этом своем естественном качестве было приостановлено революцией и последующим превращением страны в «неприступный бастион мирового прогресса», наглухо отгороженный от остального мира железным занавесом. Когда занавес рухнул, в начале 90-х Владивосток сделал вторую попытку выйти в мир – он стал открытым городом. Наступил долгожданный новый век, появились новые люди, экономика России стала оживать, во внешней политике радикально сменились приоритеты, и у Владивостока появился реальный шанс сделать третью, на этот раз удачную попытку стать широко открытыми воротами России на Тихий океан.

Самое отрадное явление нашей экономической жизни последних лет трудно заметить невооруженным глазом. Это рост капиталовложений по-старому, или рост инвестиций по-новому. Как только человек слышит слово «инвестиции», он, как правило, предметно представляет это явление в долларах или евро и почти автоматически добавляет слово «иностранные».

Мы снова начинаем привыкать к таким понятиям, как экономический рост, повышение реальных доходов, опережающий рост инвестиций, в том числе иностранных, в основной капитал. Конечно, их количественные оценки оставляют желать много лучшего, но даже эти первые сдвиги внушают оптимизм. По последним данным Госкомстата, накопленный иностранный капитал в России составляет более 38 млрд. долларов, что почти на 13 процентов больше, чем в прошлом году. Около половины этих средств – прямые инвестиции, направленные непосредственно в создание новых производств и расширение действующих. В первом полугодии 2002 года в экономику России поступило 8,4 млрд. долларов, на четверть больше, чем в первой половине 2001 года. Если рост инвестиций не сопровождается соответствующим развитием финансовой системы – банков и финансовых рынков, то неэффективность инвестиций гарантирована. Понимая это, в Приморском крае в начале 90-х годов мы начали создание рыночной инфраструктуры, несмотря на текущие экономические трудности, всеобщий хаос, а зачастую и противодействие. Приморский край стал инициатором создания комитета по сотрудничеству между Южной Кореей и Дальним Востоком России, возглавил подкомитет по Дальнему Востоку советско-японского комитета по экономическому сотрудничеству. Самолеты из Владивостока стали летать в Японию, Китай, Корею, США. К сожалению, никто не мог предвидеть тогда, что страна наша так легко свернет к демократическому феодализму. Сегодня, перед третьей попыткой, будем надеяться, успешной, нужно подвести некоторые итоги и сделать несколько сравнений.

Самое печальное, что большое количество предприятий, некогда составлявших основу приморской экономики и имевших все шансы благополучно адаптироваться к новым условиям, сохранив и приумножив рабочие места, сегодня остались только в воспоминаниях не старых еще ветеранов. Пущен по ветру флагман рыбной промышленности «Дальморепродукт». Стал банкротом бывший гордостью нашей индустрии «Дальзавод». Очередных высоких визитеров с надеждой на спасение принимает когда-то самое технологически передовое предприятие Приморья - арсеньевский завод «Прогресс». Список этот можно продолжать и продолжать.

С другой стороны, есть ряд примеров противоположного свойства – Владивостокский торговый порт, Приморское морское пароходство, «Владавиа», Находкинская база активного морского рыболовства, «Тернейлес» и ряд других, не таких крупных и известных предприятий, которые прочно встали на ноги в новых экономических условиях, даже в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры, благодаря в первую очередь таланту и усилиям их руководителей.

В то же время в Хабаровском крае, который является не только нашим ближайшим соседом, но и наиболее близким к нам по экономическому потенциалу и степени диверсификации экономики на Дальнем Востоке, все постперестроечное время занимались не проведением шумных кампаний, а настойчиво адаптировались к новым условиям. Инвестиционная деятельность стала одним из ключевых элементов экономической политики администрации края. Результатом стало то, что если в начале 90-х годов Приморье было лидером по большинству социально-экономических показателей, сегодня наши края поменялись местами. Имея почти на треть меньшее население и объективно менее благоприятные условия, Хабаровский край производит больший валовой региональный продукт – 68683 млрд. рублей (у нас – 66341), консолидированный бюджет края превышает приморский чуть ли не на величину бюджета Владивостока, инвестиции в основной капитал за последние три года составили 33104 млрд. рублей, что почти в полтора раза превышает приморский показатель. По размерам накопленных иностранных инвестиций край почти сравнялся с Приморьем. Средняя заработная плата по итогам первого полугодия 2002 года уже составила 5458 рублей, вплотную приблизившись к цифре, которую С. Дарькин сделал своей программной целью. Очень впечатляюще выглядит динамика промышленного производства – 32,1 процента за шесть месяцев этого года против 0,5 процента в Приморском крае!

Предстоящий инвестиционный форум АТЭС может существенно способствовать тому, чтобы третья попытка Владивостока (говоря Владивосток, мы подразумеваем весь Приморский край) реализовать свой огромный потенциал стала успешной. Но очень важно ни на минуту не забывать о том, что это крупное международное мероприятие только предлог, только повод для начала кропотливой рутинной работы по привлечению в наш край российского и иностранного капитала, людей, фирм и компаний. К сожалению, приходится признать, что форум не может стать тем событием общенационального масштаба, которым он должен был быть. Причиной тому и бездействие национального оргкомитета, и задержка финансирования, и отсутствие опыта проведения подобных мероприятий. Нужно отметить, что город и край сделали, наверное, максимум того, что было возможно, исходя из их ресурсов (не только финансовых, но и организационных), но этого явно недостаточно для уровня АТЭС, членами которого являются крупнейшие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а не города и области. Как бы то ни было, мы должны рассматривать затраченные деньги и усилия как серьезные инвестиции в наше будущее, а раз так - попытаться обеспечить их максимальную эффективность и скорейшую окупаемость.

Мы уже давно привыкли к мысли о том, что Тихий океан становится центром мирового развития в ХХI веке.

Образованию форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1989 году как межправительственной организации, объединяющей ведущие страны региона, предшествовал период, когда представители бизнеса, ученые, отдельные группы стран, некоторые международные организации пытались концептуально и практически оформить идею «тихоокеанского сообщества», создать механизмы взаимодействия для реализации взаимовыгодных планов экономического развития.

Вот уже 35 лет действует крупнейшая и авторитетная организация частного бизнеса - Экономический совет Тихоокеанского бассейна (РВЕС), которая определяет свою миссию как создание в регионе такой деловой среды, которая обеспечивала бы свободную торговлю, беспрепятственное движение инвестиций и поощрение конкурентоспособности отдельных компаний. РВЕС – это ассоциация лидеров бизнеса, которая предоставляет информацию, возможности установления контактов и общения, а также услуги своим членам, которые увеличивают их деловые возможности. Кстати, по инициативе Приморского края в 1993 году РВЕС впервые в своей истории организовал для своих членов деловую миссию на Дальний Восток с посещением Владивостока, Находки и Хабаровска.

Сегодня глава администрации Хабаровского края В. И. Ишаев является членом совета директоров РВЕС, а свыше двадцати крупнейших предприятий края участвуют в его работе. Увы, в списке членов этой организации нет ни единого (!) представителя Приморья.

В 1980 году был учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (РЕСС), в который от каждой страны входят представители власти, экономики и науки. Такой состав обеспечивал достаточную гибкость, что очень важно для государств региона, которые не имеют таких близких экономических, культурных и геополитических связей, как, например, Европа или Северная Америка. В то же время такая триединая структура позволяла эффективно заниматься проблемами регионального сотрудничества в области торговли, инвестиций, рыболовства, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, связи, туризма и горнодобывающей промышленности.

Первой попыткой интеграционного объединения стран региона стало создание в 1967 году Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин.

Деятельность всех перечисленных организаций подготовила почву для создания АТЭС и во многом определила повестку дня. Важнейшим органом АТЭС стал созданный в 1995 году консультативный совет по бизнесу (АВАС), который собирается четыре раза в год и готовит ежегодный доклад с предложениями и рекомендациями для глав государств. В своей деятельности совет исходит из того, что только дальнейшая либерализация торговли и инвестиций может способствовать развитию и процветанию государств Азиатско-Тихоокеанского региона. На последнем заседании АВАС в августе этого года было отмечено, что «все достижения АТЭС были бы невозможны без рекомендаций АВАС». В составе совета действуют рабочие группы по технологиям, финансам, развитию бизнеса, мелким и средним предприятиям и наблюдению за исполнением индивидуальных планов действий стран-членов (это конкретные планы каждого государства по достижению свободы торговли между членами АТЭС к 2010 году для развитых стран и 2020 году – для развивающихся). 

Во всех своих документах АТЭС подчеркивает значение инвестиций для экономического развития, стабильного роста, создания новых рабочих мест и распространения современных технологий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ноябре 1994 года в Джакарте были сформулированы инвестиционные принципы АТЭС, в числе которых ясность и доступность законов, правил и инструкций, создание специальных стимулов, но не за счет требований безопасности, защиты окружающей среды и охраны здоровья, недопущение экспроприации, свободный перевод прибыли, дивидендов, ройялти и платежей по кредитам, избежание двойного налогообложения, устранение препятствий экспорту капитала и упрощение процедур въезда и выезда технического и управленческого персонала. Годом позже в Осаке была принята программа действий, где раздел инвестиций содержит не только цели и основные направления, но и предусматривает ряд коллективных действий, включая создание баз данных по инвестиционным возможностям, публикацию регулярно обновляемого справочника инвестиционных режимов стран АТЭС, создание постоянно действующего механизма консультаций по совершенствованию инвестиционного климата в регионе, организацию учебных программ и проведение инвестиционных симпозиумов и ярмарок. Между прочим, единственной страной, которая не предоставила информацию о своем инвестиционном режиме в этот документ, является Россия.

Программа инвестиционного форума АТЭС во Владивостоке предполагает обсуждение общих для всех стран вопросов в эпоху глобализации мировой экономики и демонстрацию конкретных инвестиционных проектов. У нас чаще всего бывает так, что, проведя большое мероприятие, затратив на его подготовку массу сил, ресурсов и нервов, мы расслабляемся, посчитав, что дело сделано. Если попробовать уйти от этой модели, то представляется целесообразным сделать вот что.

Примерно через месяц после окончании форума провести совещание деловых кругов Приморья, на котором подвести его итоги и обсудить подготовленный администрацией края проект программы действий по привлечению инвестиций в Приморский край. Эта программа не должна быть похожей на переиздание директивных документов прошлых лет. Ее цель в создании институциональных условий и благоприятного инвестиционного климата для приоритетных секторов экономики и реализации инициатив частного сектора. Для этого в нее могут быть включены следующие элементы.

Подготовка законодательных инициатив по изменению, дополнению и принятию новых законодательных актов в области инвестирования. Желательно это сделать совместно с другими субъектами федерации, необязательно только с дальневосточными и полномочным представителем президента в ДВФО. Очень важно в этих документах попытаться материализовать пожелания В. Путина о предоставлении Дальнему Востоку преференций и включении его в национальное и мировое экономическое пространство, которые он высказал только что, во время пребывания во Владивостоке.

Создание агентства развития Приморья как коммерческой организации с контрольным пакетом у администрации Приморского края и включением в совет директоров представителей основных отраслей экономики. В отличие от всевозможных комиссий и советов эта компания должна заниматься ежедневной практической работой по отбору проектов, привлечению инвестиций и дальнейшему сопровождению. Это агентство могло бы успешно выполнять функции центра по обслуживанию инвесторов международной программы «Туманган».

Создание на Интернет-сайте администрации Приморского края подробного раздела об инвестиционном режиме Российской Федерации и его особенностях на территории края.

Развитие механизмов фондового рынка, обеспечивающих реальное обращение основных финансовых инструментов, размещение акций и депозитарных расписок приморских компаний на российских и зарубежных фондовых биржах.

Проведение во Владивостоке в 2004 году Международной инвестиционно-промышленной ярмарки. В дальнейшем она может стать ежегодной.

Определение 2-3 наиболее перспективных, значимых и эффективных проектов, которым будет присвоен статус официальных, с предоставлением гарантий, бюджетного финансирования в размере до половины необходимых инвестиций или оплаты бюджетом процентов по кредитам.

Достижение соглашения со Сбербанком России о среднесрочном и долгосрочном кредитовании проектов на территории Приморского края (возможно, при участии одного из местных банков).

Организация целевой подготовки и обучения управленческих и технических кадров на базе местных вузов, колледжей и профессионально-технических училищ, а также российских и зарубежных учебных заведений.

Развитие дистанционного образования.

Реорганизация почтовой связи.

Расширение функций и повышение уровня Торгово-промышленной палаты, создание ее новых отделений в районах и городах.

Разработка программы обеспечения безопасности бизнеса, включая личную безопасность, пресечение коррупции и совершенствование правоприменительной практики.