«Академический шпионаж»: третья серия

Во вторник в Приморском краевом суде завершилось чтение обвинительного заключения в деле очередного ученого, попавшего под прицел ФСБ - академика Владимира Щурова. В тот же день начался его допрос. Тем временем на защиту заведующего лабораторией шумов океана встали коллеги из Российской академии наук и правозащитники.

29 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1223 от 29 авг. 2002

Во вторник в Приморском краевом суде завершилось чтение обвинительного заключения в деле очередного ученого, попавшего под прицел ФСБ - академика Владимира Щурова. В тот же день начался его допрос. Тем временем на защиту заведующего лабораторией шумов океана встали коллеги из Российской академии наук и правозащитники.

Щуров обвиняется в попытке незаконного вывоза в Китай разработанной им установки для измерения шумов в океане и отчетов о ее использовании. Эксперты следствия, которое велось УФСБ по ПК, установили, что такие действия могли нанести урон безопасности государства.

Однако видные российские академики, сведущие в данном вопросе, подвергли сомнению компетентность вышеуказанных экспертов. В специальном обращении в адрес суда и спецслужб авторы письма академики Леонид Бреховских, Виталий Гинзбург и Юрий Рыжов называют дело против Щурова ошибкой. По их словам, президиум Российской академии наук в прошлом году создал комиссию в составе трех членов РАН и трех докторов наук, и члены комиссии пришли к однозначному выводу, что в материалах, на которых построено дело Щурова, нет признаков секретности.

- Более высоких научных авторитетов в этой области в нашей стране просто нет, - говорится в обращении, обнародованном на прошлой неделе. - Мы хотим обратить внимание прокуратуры, ФСБ и суда на недопустимость преследования ученого на основании суждений людей, научный уровень которых неизвестен ведущим специалистам страны в области акустики.

После того как закончится чтение обвинительного заключения, защита планирует приобщить к делу и данное обращение, и само заключение комиссии в качестве одного из доказательств невиновности ученого.

По мнению адвоката Александра Берковича, точка зрения ученых должна стать веским доводом в защиту Щурова. Дело в том, что каждое государственное ведомство или учреждение, включая академию наук, составляет свой перечень сведений, составляющих государственную тайну, и в деле Щурова именно академия наук должна определять степень секретности того, над чем работал ученый.

 Сотрудник Тихоокеанского океанологического института Щуров разработал свою установку более 10 лет назад. Ее чертежи появились в одном из американских научных журналов еще в 1991 году и сегодня известны любому студенту-океанологу. Куратором проекта был известнейший академик Виктор Ильичев, в то время директор института. Сейчас ТОИ носит имя этого уважаемого ученого.

В свое время институт был одним из самых секретных на Дальнем Востоке и получал щедрую государственную поддержку. Но когда финансирование науки стало для нашего государства непозволительной роскошью, единственным способом продолжить исследования стал поиск зарубежных партнеров.

В 1998 году Щуров стал работать по контрактам между ТОИ и Харбинским инженерным университетом. Контракты проходили экспертизу в ФСБ. Первый контракт с китайцами на совместные работы в области фундаментальных исследований океана был выполнен без проблем. Но второму аналогичному контракту стоимостью 80 000 долларов не суждено было осуществиться. В 1999 году при отправке через границу научное оборудование и материалы были задержаны на таможне, а против Щурова было возбуждено уголовное дело, которое сейчас, после долгого следствия, и рассматривается в суде.

По оценкам следствия, технология, которую использовал Щуров для создания своей телеметрической системы, могла быть применена для производства оружия, а отчеты о ее применении содержали государственную тайну. Ученый также обвиняется в контрабанде якобы за то, что пытался провезти в Китай больше документации, чем было указано в контракте.

Как рассказал Владимир Александрович, правозащитные организации предлагали ему обратиться за помощью за границу - к президенту США или в американский конгресс. Он пока отказался, надеясь на справедливость российского суда.

Правозащитники между тем отмечают, что на общероссийском фоне Приморский край сильно выделяется в области охоты на псевдошпионов. До Щурова преследованиям подвергались академики Виктор Акуличев и Владимир Сойфер.

- Общение с иностранцами в стране становится проблемой, - сказал на недавней пресс-конференции Эрнест Черный, руководитель организации “Экология и права человека”. - И Приморский край является чемпионом по делам подобного рода.

Автор: Анатолий МЕДЕЦКИЙ, Vladivostok News, специально для «В»