Новый пик безработицы

Заместитель министра труда и социального развития Константин Лайкам, посетивший Приморье в группе поддержки президента России, убедился в тревожном положении у нас с безработицей. Беда – общая для многих регионов страны. Ничего обнадеживающего гость из столицы сказать не смог.

29 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1223 от 29 авг. 2002

Заместитель министра труда и социального развития Константин Лайкам, посетивший Приморье в группе поддержки президента России, убедился в тревожном положении у нас с безработицей. Беда – общая для многих регионов страны. Ничего обнадеживающего гость из столицы сказать не смог.

Такими темпами, как сейчас, число зарегистрированных безработных росло, пожалуй, в самый пик безработицы – в 1995-1996 годах. Вроде бы говорим о забрезжившей стабилизации, экономика оживляется, а тут на тебе. В Приморье есть города и районы, где в поисках работы в службу занятости обращается народу в два-три раза больше, чем еще год назад. Только по официальным данным, с начала нынешнего года безработными признано на 62 процента человек больше, чем за такой же срок в прошлом году.

На поверхности – понятное и простое объяснение: вырос размер пособия для длительно не работающих. Был ли смысл «суетиться» из-за ста рублей и становиться на учет? Сейчас минимальное пособие составляет 500-1200 рублей в зависимости от того, есть ли у безработного иждивенцы. Раньше отсчет велся от минимального размера оплаты труда, теперь – от прожиточного минимума (пособие составляет 20 процентов от этой суммы). После принятия в крае закона о прожиточном минимуме и началось паломничество в службы занятости.

- Но это только одна из причин резкого увеличения регистрируемой безработицы, - считает заместитель руководителя департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю Наталья Балакирева. – В статусе безработного человек может ходить очень долго, если у него нет возможности пройти какие-то курсы, переобучиться, попробовать начать свое дело. После ликвидации фонда занятости на все это у нас стало катастрофически не хватать денег. К примеру, еще в прошлом году огромной популярностью пользовалась программа, по которой безработный мог получить стартовый капитал для обзаведения своим частным бизнесом. Это не раздача денег направо-налево. Средства предоставлялись в размере того же годичного пособия по безработице, но только наперед. Государство ничего не теряло. Зато человеку уже не требовалось сидеть на его шее, он еще и другим мог предоставить рабочие места. Но теперь финансовая ситуация складывается так, что нам даже нечем выплатить долги, образовавшиеся по этой программе к концу прошлого года.

С предприятий сняли бремя платежей в фонд занятости, не вошли они и в единый социальный налог, государство взвалило на свои плечи выплату пособий по безработице, а финансирование активной политики занятости - на паритетных условиях с краевыми и местными бюджетами. Теперь в федеральном бюджете по отдельным статьям расписывается, сколько будет выделяться средств на выплату пособий и материальной помощи безработным, сколько на профобучение, и так по всем направлениям. И тут же финансирование начало буксовать по всем статьям. Бывает и так: на стипендии безработным деньги выделили в полном объеме, а на саму их переподготовку – половину. Подкорректировать перекос, перекинуть деньги с одного направления на другое практически невозможно, слишком долгим будет путь согласований между министерствами финансов и труда.

Отлаженная за десять лет существования службы занятости система затрещала по швам. Даже работники стали уходить. Их перевели из госслужащих в бюджетники с оплатой по тарифной сетке со всеми вытекающими последствиями. Хорошо подготовленные юристы, бухгалтеры, психологи нашли себя в других учреждениях, частных фирмах.

- А не дойдет ли до того, что снова появятся задержки по выплате пособий по безработице? – поинтересовалась я прогнозом у Натальи Балакиревой. – Тем более что на будущий год главным будет рассчитаться по внешним долгам.

- Думаю, что этого как раз не допустят. Но, к сожалению, выплачивать пособия – это еще так мало...…

- К вам часто идут как в службу социальной помощи: чтобы можно было оформить жилищную субсидию, медицинский полис...

- Все-таки, я думаю, служба занятости в первую очередь призвана помочь с работой, пережить временные трудности. Но если свернется активная политика занятости - профориентация, профобучение, другие специальные программы, мы скатимся к чисто социальным функциям. Недофинансирование этих направлений заместитель министра Константин Лайкам тоже назвал одной из главных причин нынешнего роста официальной безработицы.

- Пенсионная реформа заставляет подумать о неминуемой старости. Руководителям частных фирм часто нет никакого дела до того, какую пенсию будут получать их работники.

- Этот мотив заставляет многих искать место в надежных государственных структурах. С этой целью люди тоже активно пошли к нам.

* * *

Можно не работать и при этом не иметь статуса безработного. Понятно поэтому, что уровень регистрируемой безработицы не отражает реальной картины на рынке труда. На учете в крае числятся сейчас около 38 тысяч безработных, при этом Примкрайстат называет гораздо большее число оставшихся без работы – 93 тысячи. Все дело в том, что органы статистики делают подсчеты по методологии международной организации труда на основе выборочного опроса населения, и согласно их данным в последнее время не произошло никакого пугающего роста безработицы. Так, может быть, нечего страсти нагнетать?

И все-таки логика развития событий на регистрируемом рынке труда чревата обострением напряженности. Можно предположить, что официальная безработица будет сдерживаться искусственно. Какой резон государству все больше и больше тратиться на пособия?

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»