На рыбалку!
В минувшие выходные дни из Владивостока в длительный рейс на промысел лемонемы, минтая, сельди отправился рыболовный супертраулер-морозильщик «Гиссар» Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота. Экипажу судна предстоит не менее 9 месяцев провести в Охотском и Беринговом морях.
В минувшие выходные дни из Владивостока в длительный рейс на промысел лемонемы, минтая, сельди отправился рыболовный супертраулер-морозильщик «Гиссар» Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота. Экипажу судна предстоит не менее 9 месяцев провести в Охотском и Беринговом морях.
В нынешнем промысловом сезоне «Гиссар» уже успел всего за месяц поймать 1,5 тысячи тонн лемонемы. Самую высокую оценку работы экипажа и капитана дал генеральный директор ОАО «ТУРНИФ» Александр Рябченко:
– Опытные рыбаки работают стабильно и показатели выше, чем на других судах такого же класса в такой же экспедиции.
На РТМС проведены плановые ремонтные работы и ходовые испытания. А накануне выхода в море на траулере побывали журналисты «В». Капитан-директор Борис Ильин встретил нас в своей просторной каюте в форменном отутюженном кителе.
Перехватив наши взгляды (редко на рыболовецком флоте офицеры ходят в форме. – Н.К.), Борис Викторович заметил:
- Решение руководства компании совпало с моим мнением – необходимо возрождать традиции на флоте. А форма не только подтягивает и дисциплинирует людей, но и является одним из элементов этих традиций. Но главное все-таки работа. Было время, когда ТУРНИФ имел научные, добывающие суда и даже собственный перегрузчик. Исследовательская деятельность и добыча рыбы велись в разных районах открытого океана до Новой Зеландии включительно.
Что удивительно, Ильин родом из Оренбургской области. Кругом степи и горы, до ближайших морей тысячи километров. И рыбаком стал почти случайно. Однако это оказалось призванием. После школы по совету знакомого отправился в Мурманское высшее мореходное училище министерства рыбного хозяйства. В 1985 году в числе отличников по распределению был одним из первых. Комиссия была шокирована желанием выпускника отправиться на Дальний Восток. Все было очень просто. За время практик курсант побывал на Черном, Балтийском и Баренцевом морях. И мечтал увидеть Тихий океан. Так и оказался в Приморье. Три года в «Востокрыбхолодфлоте» вторым помощником. Два года преподавал в колледже. Но понял, что от моря ему не уйти. После нескольких рапортов Борису позволили перейти на работу в ТУРНИФ, уже 12 лет на этом предприятии. Прошел все ступени судоводителя, последние 3 года трудится капитаном. На «Гиссаре» капитаном второй рейс, но на этом судне он четыре года был старшим помощником.
- Это один из лучших траулеров компании. Здесь очень хороший экипаж, в плане человеческих качеств и профессиональных навыков. Естественно, что я стараюсь поддерживать его на высоком уровне.
В прошлом году Ильин добывал минтай у берегов Камчатки, селедку в Олюторском заливе, минтай в Охотском море. Через неделю начнется промысел лемонемы. ТУРНИФ взялся ее осваивать пару лет назад. Эта рыба из семейства минтаевых достигает 70 сантиметров в длину. Главное отличие в неэстетичном, сужающемся, как у крысы, хвосте, который при разделке обрубается. На «Гиссаре» будут удалять голову и внутренности, которые пойдут на рыбную муку. Саму тушку морозят, и она является сырьем для выпуска в дальнейшем рыбных продуктов. Ловить лемонему предстоит в районе Южных Курил в российской и японской (по межправительственному соглашению) подзонах. Тралы придется выставлять на глубину в 700-500 метров, поскольку это глубоководный вид. Рыба держится разреженными косяками. Иной раз трал приходится таскать до 12 часов, чтобы улов оказался хорошим.
И хотя «Гиссар» был построен в ГДР еще в 1985 году, электронавигационное оборудование, палубные механизмы, поисковая аппаратура, морозильная установка здесь самые современные. Сложнее ситуация с запасными частями для главного двигателя и вспомогательного оборудования в машинном отделении. Но специалисты компании все изыскивают, и в рейс судно уходит всегда подготовленным. Автономное плавание составляет не менее 165 суток. Топливом, продуктами, тарой снабжаются в море.
В экипаж входят 85 человек. Текучести кадров практически не бывает. Заработная плата стабильная и высокая. Поэтому люди держатся за свои рабочие места. В основе экипажа всегда на 80 процентов старые (по длительности работы в управлении) и опытные рыбаки. Конечно, основу составляют старший механик Александр Перов, старший помощник Владимир Горланов (недавно награжденный медалью «300 лет российскому флоту»), тралмастер Иван Александров, повар Людмила Алискерова и многие другие рыбаки.
Пожелаем экипажу «Гиссара» удачной рыбалки.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»