10 долларов за каждого американского матроса
Корабли под звездно-полосатым американским флагом в бухте Золотой Рог уже давно перестали быть редкостью. К нам заходят эсминцы и корветы, учебные суда и круизные лайнеры. Дружим мы давно, и о двух визитах отрядов боевых кораблей Северо-Американских Соединенных Штатов в начале прошлого века стоит сегодня вспомнить.
Корабли под звездно-полосатым американским флагом в бухте Золотой Рог уже давно перестали быть редкостью. К нам заходят эсминцы и корветы, учебные суда и круизные лайнеры. Дружим мы давно, и о двух визитах отрядов боевых кораблей Северо-Американских Соединенных Штатов в начале прошлого века стоит сегодня вспомнить.
Соединенные Штаты и Владивосток с самого основания города связывало очень многое. Первый российский корабль, вошедший в нашу бухту, назывался “Америка” и был построен на верфях Нью-Йорка, транспорт “Манджур”, высадивший на берег первостроителей Владивостока, сошел со стапелей Бостона, первое подобие нынешней главной улицы вначале носило название Американка...
Но - ближе к событиям вековой давности. Закончилась русско-японская война. Во Владивостоке завершились погромы так называемой первой русской революции и стрельба вооруженного восстания в гарнизоне и на кораблях флотилии. Прошло всего 18 дней после того, как миноносец “Скорый” метался по Золотому Рогу, паля из пушек во все стороны, а город уже ждал высокого гостя. В местной газете вначале появилось информационное сообщение: “Военный министр Северо-Американских Соединенных Штатов господин Уильям Хавард Тафт, совершающий частную поездку с семьей по Филиппинам, изменил планы и домой вернется через Сибирь и Европу”.
Как известно, дорога в Сибирь со стороны Тихого океана начинается во Владивостоке. Поэтому газета “Дальний Восток” продолжала держать горожан в курсе событий: “По имеющимся у нас сведениям, господин Тафт - военный министр прибывает во Владивосток 5 ноября. В поездке кроме свиты господина Тафта сопровождают три корреспондента американских газет”.
Газета немного ошиблась. Тафт прибыл во Владивосток 4-го числа. И хотя появление на рейде эскадры из трех крейсеров происходило на глазах всех горожан, та же газета продолжала информировать читателей: “Вчера около 12 часов дня в гавань Владивосток прибыл американский военный министр господин Тафт на крейсере “Рейнбоу” в сопровождении крейсеров “Читонуги” и “Гальвестон”. Так как эскадре пришлось на подходе к нашим берегам выдержать жестокий шторм, экипажам нужен отдых, и поэтому на берег прибывшие сойдут только завтра, в понедельник”.
Американского министра принимали в полном соответствии с протоколом. На крейсер прибыли с визитами комендант крепости генерал-майор Ирман и военный губернатор Приморской области генерал-майор Флуг. Хозяева были с гостем откровенны, ибо он этого заслуживал. Еще в бытность губернатором Филиппин Тафт заявил: “Филиппины хотят конституцию? Они получат ее, приколотой американским штыком к спине!”
А в 1906 году американские войска по приказу военного министра Тафта потопили в крови восстание на Кубе. С таким человеком можно было быть откровенными. Вечером того же дня в честь гостя и сопровождавшей его в поездке семьи был дан обед и устроен бал, на котором присутствовал не только местный бомонд, но и находившийся в это время во Владивостоке гость из столицы товарищ (то есть заместитель) министра промышленности и торговли тайный советник Шипов.
6 ноября господин Тафт с женой и сыном экспрессом выехали в Петербург. И хотя все газеты писали: “В своей поездке он отрицает всякую политическую миссию. В России он не как военный министр, а просто как мистер Тафт - турист, возвращающийся с Филиппин домой через Сибирь и Европу”, даже провожающие его на перроне Владивостока знали, что в поезд садится следующий президент Соединенных Штатов. Так оно, собственно, вскоре и произошло.
Неофициальный визит эскадры Тафта прошел строго официально. Зато прибытие 9 июня 1909 года другой эскадры долго веселило горожан.
Как всегда, газета “Дальний Восток” известила владивостокцев: “Вчера в 5 часов пополудни на наш рейд пришла американская крейсерская эскадра в составе четырех вымпелов. Эскадра обменялась салютами с крепостью и военными судами”.
На следующий день командующий эскадрой контр-адмирал Гербер и командиры кораблей нанесли визиты не только губернатору и командованию крепости, но и городской администрации. Они посетили городского голову, где им было предложено шампанское. После этого последовал обмен визитами и парадными обедами.
Владивосток радушно принимал гостей, и последствия сказались незамедлительно. Газета “Дальний Восток” 13 июня сообщила читателям: “Наши гости, американские моряки, по-видимому, занялись детальным изучением города, и некоторые из них забыли о своей службе. Американский консул вчера сообщил полицмейстеру, что 14 матросов с крейсера “Чарльстон” ушли куда–то и не возвратились на судно. Тому, кто доставит ушедших на крейсер до отхода эскадры, обещана награда в 10 долларов за каждого матроса”.
Просьба консула оказалась гласом вопиющего в пустыне. Город своих гостей не сдал. А городская газета 14 июня злорадствовала: “Вчера в 4 часа утра ушла американская эскадра; около 40 матросов-американцев остались в городе, не успев вовремя явиться на крейсера. Поэтому вчера днем по улицам города попадались группы американских матросов, оставшихся в городе”.
Конечно, со стороны матросов это было нарушением дисциплины, но с другой стороны, и американский адмирал виноват. Кто же в такую рань из гостей (читай из борделей) уходит?
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»