Как становятся святыми?
На следующей неделе во Владивосток будет доставлено несколько косточек адмирала Ушакова. Родине не хватает святых, и церковь выполнила государственный заказ. Военно-морской флот России получил в покровители адмирала Федора Ушакова. Частицы его мощей разосланы по военно-морским базам страны.
На следующей неделе во Владивосток будет доставлено несколько косточек адмирала Ушакова. Родине не хватает святых, и церковь выполнила государственный заказ. Военно-морской флот России получил в покровители адмирала Федора Ушакова. Частицы его мощей разосланы по военно-морским базам страны.
Федор Ушаков жег и топил турецкие корабли в конце XVIII века. В итоге Россия получила Крым, безопасность на своих черноморских берегах и относительно спокойный проход в Средиземное море. Герой? Талантливый адмирал? Безусловно. В августе прошлого года Ушаков был канонизирован Русской православной церковью.
Первое условие бессмертия – смерть. Потом долгое забвение.
Советский народ узнал об адмирале только из указа об учреждении ордена. На ордене был помещен портрет не Ушакова, а какого-то неизвестного мужчины.
Адмирал Ушаков не проиграл ни одной битвы на море и не выиграл ни одной при дворе. Справедливо, что он был забыт сразу после своей отставки, то есть почти 200 лет назад. Поэтому и портретов после него не сохранилось.
Дядя его был архиепископом. Да и сам Федор Ушаков был похоронен в монастыре. Тут он и явил свою чудотворность. В Санаксарском монастыре, что в городке Темников, при советской власти чего только не было: то гараж, то ПТУ. Не разрушили монастырь только потому, что там была могила флотоводца.
Первым об Ушакове вспомнил другой выдающий человек – адмирал флота Николай Кузнецов. Война с немцами была на переломе. Сухопутные полководцы получали ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. Адмиралам тоже нужны были награды. Кузнецов об этом пишет совершенно откровенно. Спор вышел, в честь кого должны быть ордена? Остановились на двух именах – Нахимов и Ушаков. Но чей орден должен быть «старше»?
Нахимов был в фаворе у тогдашних историков. Талантливый флотоводец при царском режиме был вынужден затопить свой флот у входа в гавань, держать оборону Севастополя на суше, да еще и проиграть всю кампанию. Все это очень хорошо вписывалось в партийную концепцию: при бездарном «прогнившем» монархическом строе талант одного человека ничего не решает.
Кузнецову хватило настойчивости доказать, что главный военно-морской орден должен быть в честь побед, а не трагических поражений. Ему приходилось доказывать это во всех инстанциях, вплоть до Сталина.
«…Я побывал у И. В. Сталина, чтобы согласовать проекты статутов и рисунков новых наград. В кабинете у него в тот момент никого не было. Сталин разложил листы ватмана на длинном столе поверх карты, над которой до этого работал. Внимательно рассмотрев, он одобрил эскизы ордена Ушакова и медалей, а рисунки ордена Нахимова обеих степеней отложил в сторону и молча направился к своему письменному столу...»
3 марта 1944 года вышел указ президиума Верховного совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей Ушакова и Нахимова.
Как только указ был опубликован, широкие массы советских моряков стали волноваться: а кто такой Ушаков? И почему более высокой наградой стал орден Ушакова, а не Нахимова?
Война закончилась, и решили создать фильм об Ушакове. В сценарии был эпизод, как Ушаков полюбил фрейлину императрицы. Но послали Федора завоевывать Черное море. И только много лет спустя в Севастополе он встретился со своей пассией.
«Грустно улыбаясь, фрейлина кивнула на своих отпрысков: “А ведь и у нас с вами могли быть такие дети”. Ушаков задумчиво посмотрел на нее, а потом с гордостью показал на корабли в севастопольской бухте: “Вот мои дети”.
Режиссером фильма был Михаил Ромм. Картина была снята, но не выпускалась в прокат. Оказывается, табу наложили в Народном комиссариате иностранных дел. Дипломаты опасались, что фильм не понравится англичанам, ведь в картине была показана двуличная политика правящих кругов Великобритании тех времен. Опять вмешался Сталин, он лично дал «добро» на показ ленты.
Может быть, главный талант Ушакова был в том, что он действовал по ситуации, а не по правилам. Самое знаменитое его сражение произошло 31 июля 1791 г. у мыса Калиакрия (черноморское побережье Болгарии). У наших было16 линейных кораблей и 2 фрегата, а у турок 18 линейных кораблей и 17 фрегатов. Более того, турецкий флот стоял под защитой береговых батарей. Согласно тогдашнему уставу Ушаков должен был развернуть свои корабли в линию перед неприятельским флотом. А он вклинил колонну русских кораблей между турецкими фортами и турецкой эскадрой. Береговые батареи боялись стрелять, чтобы не навредить своим. А наши артиллеристы сумели разбить строй турецких кораблей. Начинался шторм, и турки, потеряв линию, бросились в бегство. Опасаясь нападения русского флота на Константинополь, султан Селим III поспешил с заключением мира.
Выйдя в отставку с “мундиром и полной пенсией”, Федор Ушаков прожил восемь лет в родовом имении тихо и мирно. Жертвовал на инвалидов, ополчение, госпиталь и монастырь. Женат он не был, семьи – никакой. Воспитывал племянника, стремясь сделать из него морского офицера. Молодой человек трагически погиб. Умер и адмирал. На могиле его выбито: “Здесь покоится прах его высокопревосходительства и высокопочтенного боярина флота, адмирала и разных российских и иностранных орденов кавалера Федора Федоровича Ушакова”.
Да, когда Сталину доложили, что на ордене выбит профиль не Ушакова, а «постороннего человека», он дал команду «вернуть исторический облик». В монастырь был послан скульптор Герасимов, который разработал уникальную методику восстановления внешности по черепу. Он вскрыл могилу и создал бюст адмирала. А через три года некая старушенция принесла чудом сохранившийся прижизненный портрет Ушакова, который она прятала от большевиков. Бюст Герасимова и портрет совпали.
Но в прошлом году в честь канонизации перед монастырем поставили новый памятник флотоводцу. Московский скульптор вылепил лицо актера, который играл Ушакова в кино. Местная интеллигенция теперь этот памятник зовет «бароном Мюнхгаузеном».
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, специально для «В»