Украли имя и память

Улица Рюриковская появилась во Владивостоке после трагической гибели крейсера “Рюрик” в 1904 году. Она тянулась от Покровского кладбища в сторону Амурского залива.

16 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1216 от 16 авг. 2002

 Улица Рюриковская появилась во Владивостоке после трагической гибели крейсера “Рюрик” в 1904 году. Она тянулась от Покровского кладбища в сторону Амурского залива.

14 августа (1 августа по ст. стилю) три русских трехмачтовых крейсера - “Россия”, “Громобой” и “Рюрик” спешили к корейскому Фузану (Пусану), чтобы под покровом ночи дождаться прорывающуюся из Порт-Артура русскую эскадру и проводить ее во Владивосток. Но корабли были замечены японским крейсером “Адзума”, который открыл огонь. Во время третьего залпа на “Рюрике” убило лейтенанта барона К. Штакельберга и смертельно ранило старшего офицера капитана 2-го ранга Н. Хлодовского, мичманов И. Ханыкова и Г. Платонова. “Скосило” осколками также много матросов. На орудиях двухтрубного “Рюрика” были только передние щиты. Если снаряд разрывался за пушкой – осколки решетили спины моряков. В 5 час. 20 мин., спустя десять минут после начала обстрела, снаряд попал в трубу “России” и повредил котлы, корабль резко сбавил скорость. “Громобой” при этом ушел влево, а “Рюрик” выкатился вправо. При этом флагманский крейсер “Идзумо” оторвался от своих, у русских появилась возможность проскочить в образовавшуюся “брешь”, но контр-адмирал К. Иессен, командовавший отрядом, не решился отдать команду “все вдруг направо”, поскольку “Рюрик” оказался бы тогда головным и никто бы не смог выполнять команды с флагманской “России”…

Спустя несколько минут был смертельно ранен командир “Рюрика” капитан 1-го ранга Евгений Александрович Трусов, 48-летний бывалый тихоокеанец, который еще в 1895-1897 годах служил старшим офицером на “Памяти Азова”, позже руководил минным крейсером “Всадник” и канонерской лодкой “Сивуч”, а до того как получить назначение на “Рюрик”, командовал Квантунским флотским экипажем, исполняя обязанности начальника штаба командующего морскими силами в Тихом океане.

Контр-адмирал Иессен приказал “Рюрику” замереть и пропустить “Россию” и “Громобой” на юг, а затем следовать за ними к Владивостоку. Вот тут-то в неподвижный “Рюрик”, ставший хорошей мишенью, угодил роковой снаряд, который окончательно свернул руль набок. Корабль практически “парализовало”. Двухвинтовой “Рюрик” смог двигаться со скоростью всего лишь четыре узла в час. Все попытки лейтенанта Н. Зенилова, принявшего командование крейсером, починить руль и увеличить скорость не увенчались успехом. Вскоре Н. Зенилов был тоже смертельно ранен. “Россия” и “Громобой”, пытаясь помочь израненному товарищу, отвлекли на себя “Идзумо”, “Адзуму”, “Токиву” и “Ивате”.

Но это не спасло “Рюрик” - русский корабль стали расстреливать три легких японских крейсера “Такачихо”, “Нийтака” и “Нанива” (последний хотя и был подстрелен русскими моряками, но еще мог участвовать в бою).

На “Рюрике” практически все орудия вышли из строя, боеприпасов тоже почти не осталось. Японцы уже предвкушали добычу. Квартирмейстер Андрей Коротков выпустил единственно уцелевшую торпеду, но она не попала в цель. В 10 час. 05 минут мичман А. Ширяев, который за время боя получил шесть ранений, сделал с “Рюрика” последний выстрел. Все было кончено. Лейтенант К. Иванов, принявший командование крейсером после гибели Н. Зенилова, приказал затопить “Рюрик”. Всего здесь погибли 204 (по другим данным - 202) человека, были ранены 305. На “России” и “Громобое” – погибли 129 человек.

Все павшие в бою русские моряки, за исключением старшего офицера “России” капитана 2-го ранга В. Берлинского, были преданы морской пучине – из-за страшной жары.

“Россию” и “Громобой” вышел встречать весь Владивосток. Это было 16 августа. На следующий день состоялись похороны В. Берлинского на Покровском кладбище. Именно от кладбищенской стены взяла свое начало улица Рюриковская, которая тянулась до ул. Авроровской. В Приморье в честь подвига русских моряков также появилось село Рюриково, а на Балтике построили “Рюрик II”.

В советские времена село лишили имени. Сегодня мало кто, особенно из молодых, знает о том, что в эти дни почти сто лет назад геройски сражались с японской эскадрой адмирала Камимуры в Корейском проливе русские моряки. Монумента крейсеру “Рюрик” в нашем городе тоже нет. Приходит время, и за такое беспамятство приходится платить слишком дорогой ценой.

Крейсер “Рюрик” вступил в строй весной 1895 года. Он сошел со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Основные характеристики: 11690 тонн, скорость 18,84 узла, вес брони 1485 тонн (13 процентов водоизмещения). Вооружение – четыре 203-мм орудия, шестнадцать 152-мм пушек, шесть 120-мм орудий, десять 47-мм пушек, двенадцать 37-мм пушек, шесть торпедных аппаратов 381-мм. Экипаж - 719 человек (в 1904-м – 763).

Входил в состав Первой Тихоокеанской эскадры (Владивостокский отряд крейсеров).

Автор: Владимир ЛЕВЧЕНКО, специально для «В»