Кто сильнее – медведь или тигр?
Поле геральдической битвы: со щитом или на щите Хабаровск лучше, чем Владивосток. Чем лучше? Пока хитроумные московские пиарщики провоцировали приморцев признать Владивосток столицей Дальневосточного региона (в чем, собственно, владивостокцы никогда и не сомневались), хабаровские умники поступили намного мудрее и основательнее. Свои претензии на столичность они внесли даже в свой герб. Проще говоря, подчинили тигра медведю.
Поле геральдической битвы: со щитом или на щите Хабаровск лучше, чем Владивосток. Чем лучше? Пока хитроумные московские пиарщики провоцировали приморцев признать Владивосток столицей Дальневосточного региона (в чем, собственно, владивостокцы никогда и не сомневались), хабаровские умники поступили намного мудрее и основательнее. Свои претензии на столичность они внесли даже в свой герб. Проще говоря, подчинили тигра медведю.
Тигр в российской геральдике – зверь новый и редкий. Тигр на гербе только у Владивостока, Иркутска и Биробиджана. А вот русских городов с медведями в гербе – несколько десятков.
Россия все-таки страна медведей - что в гербах, что в политике, что среди местных властей. Вот губернатор Ишаев. Тихо в Хабаровском крае как в берлоге. В Приморье же до недавнего времени – вой, грызня, как в стаде гиен. Сказать, что нынешний наш губернатор - тигр, тоже нельзя. Оно, может, и к лучшему.
Вообще-то тигр в жизни и тигр на щите – это два разных зверя. Депутаты городской думы Владивостока недовольны обликом того зверя, что на городском гербе. Говорят, хвост у него не туда смотрит, лапу не ту поднял, и вообще больше на собаку похож, чем на кошку.
Для настоящей геральдики это все ерунда. Она оперирует не образами и рисунками, а языком символов, более древним, чем любое из существующих наречий. Вместо тигра можно хоть бобра нарисовать. И я не шучу. Прецедент есть.
Тигр впервые появился на гербе Иркутской области, причем назывался он «бабр, несущий в зубах соболя». «Бабр», если посмотреть у Даля, это «зверь, равняющийся по лютости и силе льву, тигр полосатый». В XVII веке тигры еще забредали в Забайкалье.
«Бабр» - слово сибирское, петербуржцам непонятное. В итоге бабра переименовали в бобра, и в гербе он превратился в чудовище с перепончатыми лапами и кошачьей мордой. Даже Даль указывал на эту ошибку, но императорская геральдическая комиссия стояла на своем.
В 1999 году городские власти Улан-Удэ одним махом покончили и с бабром, и с бобром. Некогда Улан-Удэ входил в состав Иркутской губернии, и поэтому в верхней части городского герба «бабр с соболем» присутствовали. Теперь от них избавились и заменили бурятским стилизованным знаком «соембо», символически изображающим луну, солнце и огонь. А в местной прессе отмечались ликования при этом, ведь бабр в гербе олицетворял русское господство, а соболь в его зубах был тотемом коренного населения.
В Биробиджане, перебрав всех местных зверей, решили, что тигр – лучше и затащили его на герб.
«В центре герба изображен золотой уссурийский тигр с черными полосами согласно натуральной окраске. Фигура тигра развернута вправо от зрителя, что указывает на необычную историю и своеобразный путь развития области”.
Что с них взять, с геральдистов ЕАО? На свой флаг они вообще поместили государственные символы Израиля – канделябр на семь свечей и голубые полоски.
Не смейтесь над тем, что поворот тигра вправо означает трудную судьбу.
В законе Хабаровского края флаг вообще воплощает «чистоту помыслов жителей».
…Герб Хабаровского края выполнен на щите французской геральдической формы.
В центре щита, серебра (белого) цвета, на почетном месте, изображена мощная естественная фигура сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска - краевого центра Хабаровского края.
Голова медведя с раскрытой пастью, червлеными (красными) глазами и языком повернута к восходу “самого лучезарного солнца”, на Восток (в зеркальном отражении).
Хабаровские герольды и геральдисты похвастались даже тем, что «герб Хабаровского края… отражает природно-климатическую особенность края и основную направленность традиций населения Дальневосточного региона. Медведь изображен “вооруженным”, о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России».
Между прочим, хабаровчане вставили в герб своего края тигра даже без упоминания о нем. Включение в герб символа другого города обычно означает его завоевание или подчинение. В обыденном сознании символом Приморья, как и Владивостока, является тигр, который более ста лет стоит на гербе столицы Приморья. Символом Хабаровска считается гималайский черный медведь, или белогрудка, как зовут его охотники. В описании герба Хабаровского края только упоминается, что медведь держит в лапах «исторический герб Хабаровска».
Но что это за герб? Исторический? Герб Хабаровска от 5 июля 1878 г. таков: “В серебряном щите лазурный столб между двух черных сопок с червлеными пламенами. Щит увенчан древнею царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою”. Но медведь держит в лапах новый герб Хабаровска, принятый 13 августа
1991 г. Описание герба: “Щит французской формы разделен вертикально на три равные части цветов государственного флага России. В правой и левой частях стоящие на задних лапах естественные фигуры белогрудого медведя и уссурийского тигра с червлеными глазами и языками, высунутыми из пасти, которые поддерживают прежний герб Хабаровска. В нижней части щита дата образования города - 1858”. «С каких это пор тигр стал гербом Хабаровска?» – спрашиваю я у хабаровчан. «Да потому что тигр амурский, а не уссурийский», – отвечают мне.
Все. Надо сдаваться и забыть о своих столичных претензиях. Мы – на чужом щите.
Однако герб Хабаровского края до сих пор не внесен в государственный реестр. Так, может, еще повоюем? Выйдем на рать под нашим гербом: «в зеленом поле щита - включенный лазоревый (синий, голубой) андреевский крест. В нижней части поля поверх креста - идущий зеленый тигр».
Интересно, что означает зеленый цвет тигра? Не тошнит ли его от нас?
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, специально для "В"