В дом, куда редко заглядывает солнце, часто приходит врач
Так гласит итальянская пословица. Неудивительно, что она родилась в Италии: считается, что Средиземноморье, где зародилась наша цивилизация, обладает самым комфортным климатом для обитания человека.
Так гласит итальянская пословица. Неудивительно, что она родилась в Италии: считается, что Средиземноморье, где зародилась наша цивилизация, обладает самым комфортным климатом для обитания человека.
Увы, не все живут в Средиземноморье! Что же делать нам, чьи легкие этим летом едва не превратились в жабры? И стоит ли впадать в депрессию по поводу того, что солнце появляется на небе, как говорится, по большим праздникам?
На эти и другие вопросы корреспонденту «В» отвечает Евгений Иванов, доктор медицинских наук, профессор, директор Института медицинской климатологии и восстановительного лечения.
- Евгений Матвеевич, жители Владивостока жалуются этим летом на погоду: куда же подевалось солнце? Или морось, или льет как из ведра. Что происходит с климатом?
- На самом деле в Приморье погода не самая худшая. Давайте сначала определимся с собственно климатом. В нашем крае он не везде одинаков. В центральных районах, более континентальных, он посуше. Зимой холодно, летом жарко. На побережье - муссонный. Половину года ветра дуют с океана на сушу, половину – наоборот. Осень и зима – ясные, солнечные. Следующий период – холодно и сыро. Устойчивая температура + 25 градусов устанавливается лишь после 10 июля.
- Что с нами происходит в эти периоды?
- До 10 июля мы мерзнем, и организм вырабатывает теплозащиту (а во влажном климате потребность в ней возрастает). Если иммунная система не срабатывает, мы болеем. Именно в это время обостряются заболевания верхних дыхательных путей. После 10 июля становится жарко, и защита больше не нужна. Но привыкший организм какое-то время еще вырабатывает ее. Избыток тепла выводится естественным путем - человек потеет. Хотя при высокой влажности воздуха отдать избыточное тепло сложнее. Плохо чувствуют себя люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но в целом считается, что мы адаптированы к умеренному климату. Есть даже такой термин «комфортный оптимум», в Приморье он умеренный.
- А как же количество солнца? Считается, что недостаток солнечной энергии провоцирует депрессии, снижение иммунитета и прочие неприятности. Дождливое лето - удар по здоровью?
- Действительно, существует такое понятие – «солнечное голодание». Новосибирские ученые проводили эксперимент на норках. Зверьки, лишенные света и солнца, хуже размножались и чаще болели. И человек страдает от отсутствия солнца. Снижается иммунитет, появляются утомляемость, плохое настроение, словом, организм работает в пониженном режиме. Но к Приморью солнечное голодание не имеет отношения. Считается, если солнце светит интенсивно 20-30 минут в день – организму достаточно. Если взять общее количество солнечных лучей за год, то во Владивостоке их хватает. Другое дело, что они неравномерно распределены.
- Нужно принимать какие-то меры?
- Специальных мер нет. В сырую прохладную погоду спасут горячий чай, теплая сухая одежда. Можно в помещении включать свет поярче, высушивать жилище электронагревательными приборами. Вот, собственно, и все. А плохое настроение… Думаю, оно связано чаще не с погодой, а с общим состоянием человека, его проблемами.
- Получается, наше состояние почти не зависит от приморской погоды?
- Повторяю, мы адаптированы к ней. Это касается тех, кто живет в Приморье больше 10-15 лет. Новичкам сложнее. Наш институт проводил исследования по краткосрочной и долгосрочной адаптации. В число исследуемых включили детей, отдыхающих в лагере «Океан», служащих срочную службу и тех, кто живет в крае несколько лет. Первые 15-20 дней идет резкая разбалансировка организма, меняются показатели крови, мочи и другие. Примерно через месяц состояние нормализуется. Через 6 месяцев вновь наступает снижение иммунитета с последующим выравниванием. Так организм адаптируется к новым условиям. Но жаловаться, думаю, не стоит: в Приморском крае самый комфортный климат на Дальнем Востоке.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»