Лифт хандрит, механик стонет…

Во Владивостоке более 3000 лифтов. Из них около 400 принадлежит ведомствам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. Остальные 2658 – муниципальные подъемники, которые обслуживаются двумя предприятиями города - «Владлифт» и «Юлан». На сегодня 450 городских лифтов не функционируют.

13 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1214 от 13 авг. 2002
Во Владивостоке более 3000 лифтов. Из них около 400 принадлежит ведомствам, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья. Остальные 2658 – муниципальные подъемники, которые обслуживаются двумя предприятиями города - «Владлифт» и «Юлан». На сегодня 450 городских лифтов не функционируют.

Тариф на содержание лифтов возрос в два раза. Отныне мы будем платить 46 рублей 12 копеек. Но вряд ли все подъемники города заработают и станут чистыми.

Заплеванный, загаженный, с сожженными кнопками. За содержание такого лифта-убожества мы, жильцы муниципальных домов, когда-то платили по два рубля, потом по девять, до недавнего времени выкладывали 22 с копейками. Сейчас ежемесячный тариф снова подпрыгнул: 46 рублей 12 копеек для горожан. Причем это лишь 90 процентов от полной стоимости обслуживания лифтов (10 процентов по-прежнему идет из городского бюджета).

И поверьте, это не предел. До каких пор будут дорожать лифтовые услуги? Почему в иных многоэтажных домах лифты простаивают годами? Чистый, круглосуточно работающий подъемник – это фантом или реальность? На эти и другие вопросы отвечают сотрудники управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Владивостока и муниципального предприятия «Владлифт», обслуживающего лифты четырех районов города.

Карабкаться нам по лестницам

- Скоро вообще все лифты в городе встанут, - «обнадежил» бригадир электромехаников Советского района из МУП «Владлифт» Владимир Кириенко, - некому будет работать. Да у нас и сейчас с кадрами не густо: вместо положенных по штату 90 электромехаников трудятся 50. Это только мы, старые волки, пропахавшие здесь по двадцать-тридцать лет, согласны за 2500 рублей обслуживать, считай, три десятка лифтов. А это значит - проводить техосмотры, проверять шахты, зачищать контакты, менять испорченные кнопки. Бывает, батарейку на фонарик не на что купить.

Это одна сторона проблемы, а как сердце щемит, когда охламоны от безделья оборудование портят. В прошлом году, например, попали за решетку два брата-наркомана 26 и 32 лет (дети почтенных родителей). Шутники поджигали автомобильные шины и, подкинув их в кабину лифта, отправляли на последний этаж. К тому времени, когда машина доезжала до верха, сгорало все оборудование, да и жители успевали надышаться едкими токсичными газами...…

Опять же, был у меня двадцатипятилетний стажер с зарплатой в 2000 рублей: три месяца в учениках проходил, только месяц электромехаником проработал, а потом в моря подался деньги зарабатывать. Вот и выходит, что нет нам смены, уйдем мы, и загнется лифтовое хозяйство. Жалко мне стариков: придется им на больных ногах на девятый этаж карабкаться.

Может, Владимир Михайлович и лифтерши, с которыми мне удалось переговорить, устали от безденежья и нервотрепки и потому сгущают краски? А на самом деле не все так плохо?

Придется раскошелиться

- Вы же понимаете, что никто вам десятирублевую буханку хлеба за пятерку не продаст, - говорит начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Владивостока Анатолий Сылка. - С лифтами же до недавнего времени дела обстояли именно так: горожане платили только за их эксплуатацию. Денег этих с трудом хватало на зарплату лифтерам и электромеханикам, да и то она выплачивалась с большим опозданием. Ведь 40 процентов жильцов ходили в неплательщиках. Средства же на текущий и капитальный ремонты лифтов приходилось выкраивать из городской казны: только в прошлом году выделено почти 32 миллиона рублей (это сверх тех 10 процентов, которые мы ежемесячно выплачиваем на содержание подъемников). Но и этих денег катастрофически не хватало. Увеличить поступления из бюджета нет никакой возможности – средств в казне на это нет. Поэтому с 1 августа было решено часть затрат переложить на плечи горожан.

- Выходит, из городского бюджета деньги на восстановление лифтов выделяться не будут?

- Вовсе нет. Мы сейчас как раз разрабатываем программу по восстановлению лифтов, а также по обеспечению диспетчерской связи. Уже подали в думу города предложение – нам необходимо 54 миллиона рублей, чтобы привести муниципальные лифты в порядок. Если депутаты нас поддержат, средства будут поступать из казны в течение пяти лет, начиная со следующего года. К этой сумме прибавятся деньги населения. Но, поверьте, не останется ни копейки лишней. Из 2658 муниципальных лифтов ежемесячно ломаются и стоят 600. Понятно, их нужно ремонтировать. Во Владивостоке 40 процентов лифтов старше 25 лет. Они отработали свой век и требуют частичной, а чаще полной замены. Огромные капиталовложения необходимы для восстановления разграбленных и сожженных кабин, машинных отделений. А новый лифт обходится в 600 тысяч рублей вместе с установкой. В этом году администрация города купила два лифта, которые уже установлены на ул. Станюковича, 10 и ул. Октябрьской, 14. Но это мелочи по сравнению с тем, что нужно сделать.

- А не получится ли так, что через год тариф для населения снова увеличится?

- Вполне возможно. В Находке и в Арсеньеве, например, с июля этого года за лифтовые услуги платят 92 рубля, и это реальная, не заниженная цена. Основная проблема состоит в том, что вопросы жилищно-коммунального хозяйства рассматриваются не комплексно. К примеру, когда рассчитывался тариф на обслуживание лифта, не было учтено, что подорожают вода, электроэнергия, а значит, затраты на содержание лифта снова увеличатся…...

Есть выход… Кондоминиум

Нет, можно, конечно, кусать локти и роптать: «Надоело платить за неделающийся капремонт, за гниющий лифт…», но так проблему не решишь. Поэтому пора засучить рукава и действовать. «Как?» - спросите. Создайте кондоминиум.

Во Владивостоке около сотни кондоминиумов, и опыт показывает, что содержание таких домов при хорошем председателе-управленце, при толковой ревизионной комиссии, куда входят жильцы, обходится их собственникам дешевле, чем нам, муниципальным плательщикам. А объясняется все очень просто: люди относятся к подъезду, как к собственной квартире: вы понимаете, что кнопки и электродвигатели, сожженные наркоманами, никто за вас не восстановит.

P.S. Если вы решились стать полноправным хозяином и заручились поддержкой соседей, позвоните в недавно созданный в городской администрации отдел по работе с ТСЖ и ЖСК управления жилищно-коммунального хозяйства по телефону 22-77-53. Вам подскажут, как это сделать.

С начала 1999 года по 1 июля было возбуждено 188 уголовных дел по статье 161 УК РФ за грабеж лифтов. Тащат все: снимают алюминиевое покрытие с дверей кабин, ради медных реле и тормозных катушек взламывают станции. В этом году уже несколько горожан упали в шахты разобранных немуниципальных лифтов.