Малому бизнесу - большую поддержку

Сетования на слабую поддержку малого бизнеса со стороны государства стали общим местом. Однако ситуация при всей ее сложности не заслуживает сугубо пессимистических оценок. Об этом свидетельствует интервью, данное нашему корреспонденту председателем правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александром РУНОВЫМ. Но о том же говорит и само существование этого государственного учреждения, которое работает под патронажем Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, исполняя по мере своих возможностей и, может быть, даже сверх них соответствующий федеральный закон, принятый еще летом 1995 года. Велики ли эти возможности – был первый заданный Александру Владимировичу вопрос.

13 авг. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1214 от 13 авг. 2002

Сетования на слабую поддержку малого бизнеса со стороны государства стали общим местом. Однако ситуация при всей ее сложности не заслуживает сугубо пессимистических оценок. Об этом свидетельствует интервью, данное нашему корреспонденту председателем правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александром РУНОВЫМ. Но о том же говорит и само существование этого государственного учреждения, которое работает под патронажем Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, исполняя по мере своих возможностей и, может быть, даже сверх них соответствующий федеральный закон, принятый еще летом 1995 года. Велики ли эти возможности – был первый заданный Александру Владимировичу вопрос.

- Мы действуем не в одиночку. Сегодня существует целая сеть фондов поддержки малого бизнеса, их число – региональных и муниципальных – уже превысило две с половиной сотни. Частью они создавались местными властями с нашим участием, частью – только ими с привлечением некоторых общественных организаций, региональных торговых палат...… Дело в том, что сеть эта образована не по указке сверху, ее, так сказать, формировала жизнь, поэтому здесь нет унификации. Но концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства, которую одобрил Государственный совет и утвердил президент, нам предписано к 2005 году создать целостную систему, которая была бы завязана на федеральный фонд. Поэтому мы сейчас разрабатываем схему нашего финансового участия в капитале местных фондов. Надо, чтобы предприниматель не ехал из Владивостока в Москву ради получения какой-то государственной поддержки, не мытарствовал в чиновничьих кабинетах, а занимался своим бизнесом.

Не мы формулируем государственную политику в этой области, ее определяет правительство, а мы выполняем то, что им предписано. Если очень коротко, мы содействуем формированию рыночных отношений и развитию конкуренции, привлекая финансовые ресурсы для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Участвуем в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и осуществлении таких программ и проектов. Поддерживаем деньгами инновационную деятельность предпринимательских структур, стимулируем разработку и производство принципиально новых видов продукции. Помогаем привлекать инвестиции, в том числе и из-за рубежа, для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса…

- Есть какие-то неординарные проекты?

- Например, микрофинансирование. Предположим, у предпринимателя возникает возможность выгодно приобрести что-то необходимое для его производства, или необходимо срочно перекредитоваться. Нужны деньги – немедленно, хотя и в небольшом количестве – обычно до 10 тысяч долларов или их рублевый эквивалент. Банки такой мелочью заниматься не станут, да и проситель с их точки зрения зачастую несолиден. Тут может помочь располагающее средствами специальное подразделение регионального фонда, притом без лишней волокиты. В создании таких подразделений нам оказал содействие американский фонд “Евразия”, выделивший 300 тысяч долларов на их техническое оснащение и обучение персонала. Была образована совместная конкурсная комиссия, отбиравшая регионы, где предполагалось испытать новшество. Проект оказался весьма успешным, сейчас он завершается...

- А каков самый эффективный способ стимулировать создание малых предприятий?

- Считаю, это то, что называется лизингом – сдача готовых “под ключ” предприятий в аренду с правом последующего выкупа. Далеко не каждый, получивший собственность, скажем, в результате приватизации или как-то еще, не говоря уже о старте с нуля, в состоянии успешно вести дело. Знаю многих из числа обращавшихся к нам за помощью, которые бьются как рыба об лед, а бизнес их еле-еле тлеет. Давать им деньги – бесполезно. Я уж не говорю о возможных мошенниках. На простую раздачу кредитов или грантов они слетятся как мотыльки на огонь.

А надо сначала обучить человека искусству бизнеса. Провести маркетинговое исследование: нужны ли там, где он хочет создать фирму, его товар или услуги. Порекомендовать то, что может пользоваться спросом, то, что может заместить импорт. Далее: присмотреть возможную производственную площадку. У нас масса брошенных разрушающихся строений, выморочных предприятий – да вот, если угодно, проблема оставленных военных городков. В Приморье это особенно актуально. Вот там с помощью государственных средств можно создавать объекты лизинга. И передавать их предпринимателям. Или даже создавать с их участием.

- Откуда вообще берутся деньги на ваши программы?

- Их финансируют федеральный и региональные бюджеты. Ну, и инвестиции, о чем уже говорилось. На осуществление государственной программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2000-2001 годы было выделено 140 миллионов рублей. Но после этого в бесплодных спорах была потеряна программа-2002-2003, а теперь в бесплодных спорах теряется программа-2003-2005.

- В последнее время идут дискуссии: одни говорят, что развитие и поддержка малого бизнеса – прерогатива государства, другие говорят, что всем этим должны заниматься регионы. Чью сторону взяли бы лично вы?

- Я полагаю, надо прежде всего разделить собственно поддержку такого бизнеса и создание условий для него. На мой взгляд, создание условий – прежде всего функция государства. Это борьба с коррупцией, с бюрократизмом, оптимизация налоговой системы, защита от криминала. А есть поддержка: деньгами, предоставлением каких-то льгот, преимуществ конкретному предпринимателю. Способов много, и здесь, пожалуй, нам целесообразнее смотреть не на Запад, а на страны близкого к нам уровня развития. Мы изучали их опыт, и пришли к выводу, что везде этим занимается государство совместно с регионами. У нас предприятия платят налоги и в федеральный, и в региональные бюджеты. Стало быть, они вправе рассчитывать на поддержку с обеих сторон.

Впрочем, надо иметь в виду, что сейчас и создание условий во многом перешло на региональный уровень. Потому что губернатор для нашего предпринимателя – гораздо более близкая властная фигура, чем президент.

- Начало этого года ознаменовалось ростом численности малых предприятий – впервые за ряд последних лет. Так ли важно наращивать их количество?

- Для нашей страны это задача номер один. Ясно, что мы сейчас не в состоянии строить новые Магнитки и Уралмаши (вложения в сырьевые отрасли – особая статья). А повысить долю валового продукта, производимого малым бизнесом, довести ее с нынешних постыдных 12% (самая оптимистическая оценка) хотя бы до 50% - реально. Запад давно перешагнул ее, у него сейчас иная задача – кстати, и в отношении России – обеспечить рынки сбыта для продукции своих малых предприятий. Если этой экспансии не будут противостоять отечественные конкуренты, так и случится - в ущерб нашей экономике.