Сергей Миронов: Такая техника будет востребована
Похоже, боевые вертолеты серийного производства арсеньевской авиакомпании «Прогресс» председателю Совета федерации Сергею Миронову очень понравились. И если в кабину «Черной акулы» он только лишь заглянул, то, не удержавшись, с удовлетворением разместился в кресле пилота «Ми-24» - «Летающего танка», давно снятого с заводского производства, но все еще стоящего на вооружении российской армейской авиации и ряда стран СНГ. Один такой геликоптер Черниговского авиаполка в настоящее время находится в контрольном цехе авиакомпании, где проходит проверку после капитального ремонта и модернизации.
Похоже, боевые вертолеты серийного производства арсеньевской авиакомпании «Прогресс» председателю Совета федерации Сергею Миронову очень понравились. И если в кабину «Черной акулы» он только лишь заглянул, то, не удержавшись, с удовлетворением разместился в кресле пилота «Ми-24» - «Летающего танка», давно снятого с заводского производства, но все еще стоящего на вооружении российской армейской авиации и ряда стран СНГ. Один такой геликоптер Черниговского авиаполка в настоящее время находится в контрольном цехе авиакомпании, где проходит проверку после капитального ремонта и модернизации.
А свой рабочий визит на «Прогресс» в минувший вторник спикер верхней палаты Совета федерации, которого сопровождали губернатор Сергей Дарькин и руководители промышленных ведомств краевой администрации, а также главный федеральный инспектор Дальневосточного федерального округа по Приморью Сергей Шерстюк и представитель края в Совете федерации Валерий Манилов, начал с цеха окончательной сборки вертолетов. Здесь его консультантами выступили генеральный директор предприятия Виктор Печенкин, главный инженер Виктор Пламадяла и, наверное, самый компетентный в Приморье в области авиастроения заместитель главного инженера по летной работе Андрей Кузнецов, долгое время исполнявший обязанности начальника летно-испытательной станции «Прогресса».
Сергея Миронова интересовало все: от достоинств легкого многоцелевого гражданского вертолета «Ми-34» и спортивно-пилотажного самолета «СП-55М», которые освоены коллективом в последнем десятилетии, но так и не вышли в серийное производство из-за отсутствия заказчиков внутри России, до боевого потенциала ударной армейской винтокрылой машины «Черная акула».
Уже в другом цехе - агрегатной сборки фюзеляжей геликоптеров - экскурс в производственно-технический и кадровый потенциал завода был углублен практическим осмыслением силы оружия, выпускаемого арсеньевскими авиастроителями. Так, «Черная акула» побывала в боевых действиях в условиях горной местности Чечни и показала эксплуатационные качества значительно выше, чем у «Летающего танка».
- Дайте нам госзаказ на этот вертолет, и мы уже за первые 2 года работы на нем вооружим целый авиаполк, - сообщил В. Печенкин.
А когда его спросили ценовые характеристики американского «Апача» и нашей «акулы», то ответ был просто ошеломляющим: прогрессовский вертолет стоит как минимум в 2 раза дешевле. Это при сопоставимости пилотажных качеств, но при превосходстве ударных характеристик.
Не случайно губернатор Сергей Дарькин весьма эмоционально прокомментировал спикеру:
- И такое делается в глуши приморской тайги!
Затем был осмотр святая святых «Прогресса» - производства «Москитов».
И оно произвело на С. Миронова достаточно сильное впечатление.
На брифинге для прессы, состоявшемся на площадке заводского авиамузея под открытым небом, председатель Совета федерации начал со слов:
- Можем и умеем! Но хорошо бы, чтобы эти возможности и умение были востребованы. И прежде всего российской армией.
Он пояснил, что такое оружие из-за невозможности закупить для собственных вооруженных сил мы поставляем за рубеж. Хотя в первую очередь следовало бы оснастить им российские войска. Но ситуация, сказал спикер, меняется к лучшему. Так, уже в течение двух лет спускается оборонный заказ, который, правда, до «Прогресса» еще не дошел.
- Но что такая техника будет востребована, что заказы на нее будут - я не сомневаюсь, - подытожил он собственно прогрессовскую часть вопросов.
Далее последовали вопросы и ответы регионального уровня. С. Миронов считает, что дальневосточные территории должны быть объектом особого внимания российских властей. Они ценны и перспективны как своими природными ресурсами, так и пограничным положением, являясь геостратегическими в масштабах страны.
Отвечая на вопросы журналистов, губернатор Сергей Дарькин отметил, что краевая администрация взяла курс на поддержку тех предприятий «оборонки», которые имеют ее со стороны федеральных властей.
- Сейчас мы активно помогаем «Прогрессу» получить тот контракт, который он по праву должен получить, - сообщил он. - И мы вместе с нашими сенаторами будем заниматься тем, чтобы министерство обороны разместило авиационный заказ на «Прогрессе».
Итоговое совещание прошло за закрытыми дверями. Но, как стало известно корреспонденту «В», Сергей Миронов, вновь подчеркнув высокие производственные возможности авиакомпании, заверил руководство завода и города, что готов всячески содействовать обеспечению предприятия работой и тем самым стабилизации «социалки» Арсеньева. Он предложил разработать и передать ему конкретные предложения, в том числе и по второму градообразующему заводу «Аскольд», реализация которых способствовала бы реанимации этого уникального уголка российской индустрии. Были обговорены варианты возрождения производства «Черной акулы», более масштабного развертывания капитального ремонта вертолетов «Ми-24» при минимуме финансовых затрат со стороны государства. И в этом завод поддержал Валерий Манилов, заметивший, что без обновления армии современной авиатехникой она останется без оружия уже в ближайшие годы.
Остается надеяться, что приезд главного сенатора России в Арсеньев не останется той пустой формальностью, какими отличились визиты в город авиамашиностроителей в свое время вице-президента А. Руцкого и премьера В. Черномырдина.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, фото автора, «Владивосток»