Молочная река изменила русло
Осенью 1995 года на прилавках городских магазинов появилась первая продукция ТОО “Фирма Кабарга”. Аккуратные пол-литровые пакеты с пастеризованным молоком и сметаной по вполне доступным ценам сразу привлекли внимание горожан. Предлагались также разливное молоко, крестьянское масло, почти домашний творог и сыр “Адыгейский”. Тоже по ценам, вполне устраивающим обедневших покупателей.
Осенью 1995 года на прилавках городских магазинов появилась первая продукция ТОО “Фирма Кабарга”. Аккуратные пол-литровые пакеты с пастеризованным молоком и сметаной по вполне доступным ценам сразу привлекли внимание горожан. Предлагались также разливное молоко, крестьянское масло, почти домашний творог и сыр “Адыгейский”. Тоже по ценам, вполне устраивающим обедневших покупателей.
Надо заметить, особой рекламы себе новая фирма, возникшая на базе молокозавода в селе Курском, не делала. Простые слова - вкусно и дешево - от двора к двору здесь разносятся быстрее, чем по волнам эфира. В Лесозаводске сельские заготовители-переработчики начали продавать свою продукцию через муниципальные и частные магазины - таких около десятка. Торгуют также “с колес” и с лотков. Главный принцип - ничто не должно залеживаться (на заводе еще есть проблемы с хранением скоропортящейся продукции), не идет товар - можно сбавить цену. А тем временем отрабатывают технологию выпуска кефира, на очереди - освоение йогурта и мороженого.
Неудобство от новосела, пожалуй, почувствовал лишь долголетний монополист в закупке и переработке молока от хозяйств района городской молокозавод, ныне АО “Молоко”. Рынок не любит твердых, “упертых” цен. Он предпочитает гибкую коммерческую политику. И селяне, ставшие одновременно производственниками и коммерсантами, твердо усвоили это. И давнему монополисту пришлось потесниться. Причем не только в своем городе, но и на сельскохозяйственных ярмарках во Владивостоке. Более того, теперь основную часть своей продукции, как сообщил директор молокозавода, он же председатель ТОО “Курское” Валерий Трубицын, они продают в краевом центре, Артеме, Лучегорске, Дальнереченске, куда раз в неделю, а то и чаще, отправляют машину с диетической продукцией. Здесь спрос побольше, поскольку, считает директор-председатель, люди там поденежнее. На родной город теперь приходится только около 20 процентов от общего производства.
Валерий Трофимович не скрывал от журналиста доходов от такой гибкой политики, называл конкретные цифры. Но я по понятным причинам повторять их не буду. Замечу лишь, что эта арифметика красноречива и убедительна. Частью продукции в виде бартера или взаиморасчетов - как будет угодно - рассчитываются за электроэнергию и за уголь. Поскольку у энергетиков и шахтеров тоже с живыми деньгами проблемы.
Тому, что на селе наладили современное предприятие, на котором нашли стабильную работу и заработок 50 “лишних” селян, удивляться не приходится. Рыночная жизнь заставила крутиться прежних животноводов и земледельцев. Удивительно другое - почему руководители сельхозколлективов, которые не так давно везли молоко на городской завод, споро перестроились на сдачу продукции по другому адресу? Председатель ТОО “Лесозаводское” Владимир Докшин говорит: “Трубицын обошел своего конкурента-монополиста”. Но это лишь часть ответа: инициатива, предприимчивость, ассортимент, качество, цены - все это понятно. Но ведь и продукция монополиста, разве что сливочное масло, не залеживалась на складах. Очевидно, есть что-то более существенное.
В самом деле, какой “навар” доярке или бригадиру фермы с того, что выпускают и где продают продукцию смежники? Для животноводов, руководителей сельхозтоварищества главное - сполна и вовремя получить за сданное молоко. Так вот, оказывается, именно здесь директор-председатель нашел тот “секрет”, который и повернул молочные реки в новое “русло”. С хозяйствами за сданное молоко он рассчитывается каждую неделю. Со сдатчиками из личных подворий - раз в 10 дней. Это стало правилом в хозяйственной деятельности. До 400 литров в сутки принимают от частного сектора. Кто откажется от “живой” копейки?
А ведь прежде всесильный монополист старую заповедь рынка - “товар-деньги” постоянно нарушал, “кормя” крестьян пустыми обещаниями. И в итоге оказался в громадных долгах перед ними. Вот и кончилось терпение. Одни повезли молоко в Дальнереченский район, другие - в Курское. Оставшись без продукции ферм, прежний ее “хозяин” сейчас переживает не лучшие времена. Дело дошло до того, что уже заговорили о передаче гормолокозавода в муниципальную собственность. Но изменит ли это ситуацию? Репутация-то подмочена.
Дорога к новому предприятию в Курском проходит мимо животноводческой фермы. Жалкий вид имеют недавно еще добротные помещения. Поголовье изрядно поредело, да и теперешние надои не сравнить с прежними. Отрасль оказалась на грани развала. А потому в Курском откровенно говорят, что если бы не завод, который дал людям работу и надежду на выживание, хозяйству пришлось бы худо. Да и не только ему одному.
Теперь предприятие выходит на новый производственно-хозяйственный уровень. По решению учредителей и с согласия руководителей сельхозтоварищества прежде самостоятельная “Фирма Кабарга” (молокозавод) входит в состав ТОО “Курское” как структурное подразделение - производственный цех. Связано это, как пояснили, “с экономической целесообразностью”. Что дает такая реорганизация - грамотному специалисту понять нетрудно. Стоит лишь заметить: она выводит уже единый коллектив на новые обнадеживающие рубежи. И еще что не менее важно - создание давно желанного аграрно-промышленного комплекса “ферма (поле) - перерабатывающий цех - торговый прилавок” в полной мере делает сельский коллектив хозяевами своего труда.
Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, “Владивосток”