Женщины ТЭЦ-2 не хотят умирать с голоду тихо и незаметно

На вопрос, почему на голодовку решились именно женщины, а не мужчины, они отвечают: “Мужчины слабее, они привыкли прятаться за спины своих жен”. Четыре работницы химического цеха Владивостокской ТЭЦ-2 голодают с понедельника. За 4 дня к ним присоединились еще две женщины и один мужчина.

18 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №121 от 18 апр. 1997

На вопрос, почему на голодовку решились именно женщины, а не мужчины, они отвечают: “Мужчины слабее, они привыкли прятаться за спины своих жен”. Четыре работницы химического цеха Владивостокской ТЭЦ-2 голодают с понедельника. За 4 дня к ним присоединились еще две женщины и один мужчина.

Когда к голодающим прибыли корреспонденты “В”, они отдыхали после ночной смены в небольшой комнате с теннисным столом, в которую из цеха ведет крутая железная лесенка. Голодающие живут здесь, спят на матрасах, расстеленных на полу. Энергетики Приморской ГРЭС, голодавшие в сентябре прошлого года, по вечерам поддерживали себя чаем с медом. Женщины с ТЭЦ-2 выбрали самый жесткий способ голодовки: они пьют только кипяченую или дистиллированную воду. Каждый день их осматривает врач-терапевт Алла Ерошкина, меряет пульс и давление, взвешивает. “Последствия голодовки могут быть тяжелыми: гастриты, тяжелые нервные стрессы и обострение всех болезней, - говорит она. - Одной женщине мы вообще запретили голодать из-за язвенной болезни желудка, но она все равно продолжает акцию”.

“Мы голодаем ради наших семей и наших детей, - говорят участники голодовки Ольга Подлесная, Валентина Латышева, Наталья Осавлюк, Татьяна Хоботова, Лариса Иванова, Татьяна Любчич и Роман Ведерников. - Наши дети сидят на голодном пайке, у них в 11 лет начинаются болезни желудка из-за некачественного питания. Даже если нам дадут какую-то сумму, ее хватит только на то, чтобы мы расплатились с долгами. Так мы все равно умрем с голоду, но тихо и незаметно, а так, может быть, хоть что-то изменится...”

Работа в химическом цехе не каждому мужчине по силам: здесь специальными реактивами очищается вода, поступающая в котлы ТЭЦ. Женщины обязаны контролировать весь этот процесс, обслуживать щит управления, ходить по цеху, тяжелыми железными ключами открывать и закрывать задвижки на трубах. Из-за использования в производстве вредных ядохимикатов им положено молоко, которое, впрочем, они не видели столько же, сколько и зарплату. Все голодающие проработали на станции от 17 до 20 лет. Скоро по состоянию здоровья врачи запретят им выходить на смены и отправят на больничный. По словам председателя профкома ТЭЦ-2 Сергея Короткова, для того, чтобы подготовить специалиста такого профиля, нужно как минимум полгода. Так что скоро в химическом цехе работать будет некому.

Коллектив ТЭЦ-2 относится к голодовке женщин химического цеха по-разному. “Но большинство просто не верит, что мы чего-нибудь добьемся”, - сказала нам начальник смены Ольга Подлесная - та самая, которой врачи категорически запретили голодать. Директор распорядился погасить ей одной задолженность по зарплате за январь, но все женщины продолжают настаивать на своих требованиях: только полное погашение долга и только всему коллективу электростанции.

По расчетам директора ТЭЦ-2 Бориса Ильчука, для того, чтобы погасить трехмесячную задолженность по зарплате почти двухтысячному персоналу ТЭЦ, необходимо минимум 8,6 миллиарда рублей. “Дальэнерго” же едва наскребло 1,8 миллиарда. Этого хватает только для того, чтобы выплатить зарплату за январь. Как и когда выплатят остальные деньги, директор не знает.

Для того, чтобы хоть как-то помочь рабочим, на станции работает магазин, где можно взять некоторые продукты под запись в счет невыплаченной зарплаты. Таким способом можно приобрести хлеб, рис, свежие овощи и мыло. Однако здесь все дороже, чем на любом владивостокском рынке. Когда корреспонденты “В” побывали там, в магазин как раз привезли мясо: 300 килограммов на всю станцию. 160 из них достались турбинному цеху, где работают 140 человек. По словам председателя цехового комитета Ольги Степановой, подобная возможность приобрести мясо “под запись” представилась этому цеху впервые за последние 3 месяца.

На всей станции царит атмосфера тихого отчаяния. Все как будто по инерции продолжают работать, но уже не знают, зачем и за что. Начальник смены топливно-транспортного цеха Владимир Мусиенко проработал на ТЭЦ-2 29 лет со дня ее основания и выгрузил здесь первый вагон с углем. Он показывает на пустое угольное поле и костерит на чем свет стоит все власти, которые, по его мнению, довели станцию до такого состояния. “Мы можем выгрузить сколько угодно, лишь бы только был уголь, - говорит он. - Было время, разгружали за смену и 100, и 120 вагонов. Мой личный рекорд - 145 вагонов за смену, его еще никто не побил. А сейчас даже жалкие 60-80 вагонов, которые мы выгружаем, тут же сжигаются до последней пылинки. Как же так можно работать...” На вопрос, почему не присоединился к голодающим, отвечает, что не верит в эффективность этой акции.

А женщины из химического цеха верят. Они предлагают учителям, врачам и всем, чьи права на справедливую и своевременную оплату труда сегодня жестоко попираются, присоединиться к ним. “Чем больше нас будет, тем лучше”, - говорят они.

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), “Владивосток”