Спорный нефтепровод
Уже началось ломание копий вокруг ситуации, связанной с предполагаемым строительством нефтепровода Ангарск -Перевозная (Приморский край). Уже появились первые не слишком доброжелательные материалы в средствах массовой информации по поводу этого проекта. Уже местные экологи забили тревогу. Насколько обоснованы претензии общественности? Похоже, стоит, отбросив эмоции, спокойно разобраться во всех деталях и хладнокровно взвесить все «за» и «против».
Уже началось ломание копий вокруг ситуации, связанной с предполагаемым строительством нефтепровода Ангарск -Перевозная (Приморский край). Уже появились первые не слишком доброжелательные материалы в средствах массовой информации по поводу этого проекта. Уже местные экологи забили тревогу. Насколько обоснованы претензии общественности? Похоже, стоит, отбросив эмоции, спокойно разобраться во всех деталях и хладнокровно взвесить все «за» и «против».
Дело государственное
Что мы знаем о компании «Транснефть», которая будет вести строительство нефтепровода?
Можно с уверенностью сказать, что управляет этим открытым акционерным обществом российское государство, поскольку владельцем большинства акций является министерство имущественных отношений. Это будет полезно узнать тем, кто до смерти боится прихода в наш край частного, а тем паче иностранного капитала.
«Транснефть» - далеко не новичок в прокладке трубопроводов. Компания перекачивает 93 процента всей нефти, добываемой на территории России. А протяженность трубы составляет более 48 тысяч километров. За прошлый год «Транснефть» перекачала 342 миллиона тонн нефти. В ее системе 16 дочерних компаний, одна из которых – ОАО «Транссибнефть» и будет вести трубу из Ангарска.
Если брать проект целиком, то общая протяженность дальневосточной трассы составит около 3800 километров. Что касается Приморья, то у нас труба протянется на расстояние свыше 500 км. Причем она будет проходить в основном под землей на глубине нескольких метров. Через водоемы, которые встретятся на пути, трубу проложат гораздо ниже их дна. Если говорить о патриотизме, то для строительства нефтепровода собираются использовать отечественные материалы. А если говорить о надежности, то от почвенной коррозии труба будет защищена трехслойным заводским покрытием.
Работа пуще неволи
Что принесет Приморью прокладка нефтепровода?
Само собой, это налоги, отчисляемые в бюджеты разных уровней. Будут активно развиваться инфраструктуры. И что очень важно для простых жителей края - планируется создание свыше 2 тысяч рабочих мест. Добрая половина из них придется на Хасанский район, где будет построен нефтеналивной терминал, который потребует обслуживания местных квалифицированных специалистов. При той безработице и даже нищете, в которой сейчас оказались жители юга Приморья, вынужденные перебиваться либо случайными заработками, либо откровенным браконьерством, как морским, так и лесным, постоянная работа архиважна. Причем в руководстве «Транснефти» заверили, что средняя зарплата специалиста составит 6-7 тысяч рублей, а, допустим, какой-нибудь высококлассный сварщик 6-го разряда сможет получать раза в два больше. Кроме того, компания позаботится и о квалификации своих сотрудников, а это значит – курсы, семинары и все прочее. Современная техника требует знаний.
Надо сказать, что рынок подготовки квалифицированных кадров в Приморье уже отреагировал на проект прокладки нефтепровода. Дальневосточный государственный технический университет объявил большой набор на новую специальность – «Проектирование, сооружение и эксплуатация нефтепроводов и газонефтехранилищ». Подготовка инженеров-нефтяников будет проводиться совместно с Тюменским государственным нефтегазовым университетом. Выпускники ДВГТУ будут задействованы практически на всех предприятиях нефтегазового комплекса Сибири и Дальнего Востока, и в первую очередь Приморья.
Датчики не спят
Самые серьезные опасения у общественности вызывает экологический аспект прокладки нефтепровода. И людей можно понять - им нужны гарантии безопасности.
Прежде всего население опасается утечек нефтепродуктов. Как будет застрахована труба от подобных аварий? Традиционно на всем протяжении нефтепровода будут установлены датчики, которые в случае малейшей течи подадут сигнал опасности. Кроме того, существуют специальные снаряды, предназначенные для диагностики трубы. Двигаясь внутри нефтепровода, они проверяют состояние стенок и «докладывают» специалистам обо всех найденных неисправностях. Причем подобная профилактика должна быть регулярной. Как заверяют сотрудники «Транснефти», для локализации аварии им потребуется всего 5-6 часов в зависимости от сложности обстановки. Обычно на место происшествия с помощью вертолета доставляется бригада ремонтников, и те оперативно решают задачу.
Да и потом, попытайтесь вспомнить хоть одну сколько бы серьезную аварию, произошедшую на нефтепроводах «Транснефти»?
Кроме всего прочего сложность экологического аспекта обусловлена еще и тем, что Приморье, как никакой другой регион страны, отличается своим огромным биоразнообразием. Тут вам и море с его уникальными обитателями, такими как, например, трепанг и гребешок. Тут и тайга, где растет женьшень, живут тигры и леопарды.
Сразу стоит отметить, что нефтепровод пройдет вдоль Транссибирской магистрали и вряд ли может стать опаснее нее самой, существующей не один десяток лет. Причем будущая трасса не будет вторгаться ни в один из шести заповедников, существующих в Приморье. Единственным исключением, возможно, станет прокладка трубы через заказник «Барсовый». Безусловно, во время строительства будет создан фактор беспокойства для диких животных, обитающих в пределах этой особо охраняемой природной территории. Но затем трасса нефтепровода станет обычной просекой, ничем не отличающейся от других, например, прорубаемых для установки ЛЭП. Ко всему прочему, как отмечают сотрудники «Транснефти», маршрут прокладки трубы может корректироваться с учетом различных факторов, в том числе экологического.
Еще одной проблемной точкой может стать нефтеналивной терминал в Перевозной. Прежде всего местные экологи озабочены возможностью аварийных разливов нефти на морской акватории.
У «Транснефти» уже накоплен опыт работы по строительству и эксплуатации подобных терминалов. Например, Приморск на Балтике. Даже соседи-фины во время знакомства с этим терминалом отметили его высокую экологичность. Похоже, не зря в структуре «Транснефти» существует отдел экологической безопасности и рационального природопользования. Кстати, как отмечают сотрудники этого подразделения, даже во время заправки танкера на воду будут выставляться боновые заграждения, препятствующие разливу нефтепродуктов. Также будут применяться специальные суда-нефтесборщики.
В конце концов, проект нефтепровода должен пройти оценку воздействия на окружающую среду и, самое главное, государственную экологическую экспертизу. И, скорее всего, требования местных экологов и общественности будут учтены.
Экономика должна быть...
Чем станет для России нефтепровод Ангарск - Перевозная?
Это, прежде всего, нефтяное окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, который является вторым после Северной Америки по уровню потребления нефти - на АТР приходится 27,8 процента мировых потребностей. Перекачка сибирского черного золота по дальневосточному нефтепроводу принесет те средства, в наше время крайне необходимые стране. Хотим мы того или нет, но торговля природными ресурсами пока остается главной статьей доходов России. В этой связи Приморье может упрочить свою экономическую значимость для государства и стать одной из опорных точек его благосостояния.
Автор: Служба аналитики «В»