На школьном дворе
В ходе реформирования системы образования в Приморье, начатой краевой властью, намечено закрытие десятков школ. Прежде всего это касается отдаленных населенных пунктов, небольших сел, где осталось немного учеников. Но ведь и их надо на чем-то возить. Спасет ли программа «Школьный автобус», о которой много говорится, но которая пока лишь на мизерную часть закрывает потребности учебных заведений в надежном транспорте?
В ходе реформирования системы образования в Приморье, начатой краевой властью, намечено закрытие десятков школ. Прежде всего это касается отдаленных населенных пунктов, небольших сел, где осталось немного учеников. Но ведь и их надо на чем-то возить. Спасет ли программа «Школьный автобус», о которой много говорится, но которая пока лишь на мизерную часть закрывает потребности учебных заведений в надежном транспорте?
Это только одна боль. В нынешних условиях школы стали уязвимыми и незащищенными от всевозможных ударов, начиная c выхода из строя отопительной системы и заканчивая аварийным состоянием зданий. В преддверии нового учебного года мы начинаем рейды по районам Приморья, чтобы рассказать читателям о состоянии школьного хозяйства края.
Первая остановка – в Красноармейском районе.
Бездомные классы
Когда речь идет об отсутствии школы в небольшом селе, где не так уж много детей школьного возраста, то с этим трудно, но все же можно смириться. А вот если без школы остается большой населенный пункт с несколькими сотнями учеников, то это нельзя расценить иначе как катастрофу.
Рощино – самый крупный населенный пункт Красноармейского района (в Востоке и в районном центре – Новопокровке - жителей сейчас меньше). Здесь есть достаточно стабильные предприятия, на которых держится жизнь села. Один леспромхоз, занимающий в российской табели о рангах заметное место, чего стоит. Первоклассников перед началом нового учебного года набирается три класса, всего в Рощино почти 800 учеников. А вот школы в селе не стало после того, как было запрещено учиться в аварийном здании, построенном с большими огрехами. Назвать школой контору геологической экспедиции, которая не первый год теснится, чтобы дать возможность учителям вести уроки, язык не поворачивается. Кабинеты в экспедиции небольшие, в некоторых парты помещаются только в один ряд, и сидеть приходится по трое. В последний год определяющий пакет акций предприятия вновь перешел в другие руки. В совете директоров теперь люди издалека, далеки им и местные проблемы. Как они отнесутся к соседям?
Начальные классы располагаются в бывшем магазине вместе с музыкальной школой. Игра на фортепиано и физкультура за стеной никак не совмещаются друг с другом.
Рощинская школа – проблема № 1 для всего района. Не случайно знакомство с ним именно отсюда начала в прошлом году новая краевая власть. Правая рука губернатора – на тот момент – Александр Линецкий, бывший к тому же куратором Красноармейского района, дважды приезжал в село с комиссиями, привозил экспертов. Решался насущный вопрос: доделывать или нет начатый ремонт школы, из которой были выселены ученики?
И что? Да ничего! Приехав вновь в Рощино, я увидела то же отчаяние в глазах жителей, педагогов, директора школы, начальника отдела образования района Валерия Сыщикова. На носу новый учебный год, но - ни малейшего просвета. Из краевого бюджета на реконструкцию средней школы в Рощино инвестиции и на этот раз не предусмотрены – об этом черным по белому сказано в официальном ответе из администрации Приморского края. Для продолжения восстановительных работ главе района Андрею Каверзину предложено поискать средства на месте. Надо минимум шесть миллионов. Их нет, нет и никакого другого подходящего помещения в селе для размещения школы.
Абсурд: не в Рощино – самое крупное село - едут учиться дети из соседних деревень, а наоборот, рощинских детишек по мере возможности родители пристраивают на учебу куда-нибудь по соседству. Многие семьи, потеряв всякую надежду, уезжают. И этот поток сегодня не остановить.
Полтора часа на дорогу
Другая беда народного образования района – старые автобусы. На школьных маршрутах их сейчас работает одиннадцать, но всем уже более десяти лет.
Из Таежного в Молодежное возить детей придется, видимо, на «скорой помощи», потому что нет ничего другого. В Таежном осталось 10 учеников, поэтому с первого июля школа там закрыта. Поскольку села расположены в 50 километрах друг от друга, то нереально доставлять детей туда каждый день. В Молодежном будет работать интернат, и домой ребята смогут приезжать только на выходные.
В районе расстояния огромные, сельские дороги разбиты. К примеру, на путь по бесхозным дорогам (таких в районе 390 километров) в одну сторону из Лимонников в Измайлиху уходит полтора часа. А если еще разольется река, то и вовсе мосты может размыть. И тогда: прощай, учеба! Не меньше путь до Измайлихи, где работает школа, из Вострецова, от Гоголевки и Покровки до Лукьяновки, который нужно преодолевать стареньким автобусам.
По краевой программе «Школьный автобус» району еще не выделено ничего.
Голодовки не предвидится
В поселке Восток теперь остается только одна из двух здешних школ. Как бы болезненно ни относились к этому патриоты закрытой школы № 18, на эту меру все же пришлось пойти. Нынешние одиннадцатиклассники, устраивавшие осенью голодовку в качестве протеста против перехода в 31-ю школу, теперь с пониманием отнеслись к таким переменам.
В 1991 году, когда было сдано в эксплуатацию новое школьное здание, в поселке было больше полутора тысяч школьников. В старой школе все они не помещались, часть классов располагалась в жилом доме. Представьте, какой отток населения пережил поселок металлургов за последнее время, если на начало нынешнего учебного года в 31-й школе, рассчитанной на 800 мест, осталось всего 340 учеников, и к ним добавляются 180 ребят из закрытой школы. Места всем хватит, второй смены не будет.
Переведенные классы остаются в прежнем составе или объединяются с параллельными, где была низкая наполняемость. Как заверила директор школы Евгения Немкина, по возможности с ребятами будут работать классные руководители и предметники, переходящие в новый коллектив.
Главные проблемы в связи с закрытием школы возникли у ее учителей, многие из которых теперь остаются без работы. Сокращено 30 человек, среди них – 26 педагогов. Многие уже на пенсии, но кто не знает, как тяжело сегодня просуществовать на этот минимум.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»