Кто может уволить мэра? Спасский менеджмент
Mногие несчастья наши – от бесконтрольности и безнаказанности власти. Вот, если представить главу местной муниципальной власти в качестве директора акционерной компании. Раз в год проходит собрание акционеров. Директор отчитывается. Ревизионная комиссия представляет свои документы. Заслушивается отчет аудиторской компании. И все более или менее ясно: компания идет ко дну, этот курс большинство акционеров не устраивает. И принимается решение сменить руководство компании.
Mногие несчастья наши – от бесконтрольности и безнаказанности власти. Вот, если представить главу местной муниципальной власти в качестве директора акционерной компании. Раз в год проходит собрание акционеров. Директор отчитывается. Ревизионная комиссия представляет свои документы. Заслушивается отчет аудиторской компании. И все более или менее ясно: компания идет ко дну, этот курс большинство акционеров не устраивает. И принимается решение сменить руководство компании.
Попробуйте провести эту аналогию с деятельностью любой мэрии. Мэр очень хорошо смотрится в качестве генерального директора. Нужно только представить, что депутаты городского собрания или думы – это доверенные лица акционеров. Давайте поподробнее рассмотрим ситуацию в одном из приморских городов. Например, в Спасске.
2 июля депутаты городского совета Спасска повторно отклонили отчет главы администрации города С. Чусанкова об исполнении бюджета города за 2001 год. Отклонен также отчет главы города за 2001 год (рассматривался в шестой раз), за отопительный сезон 2001-2002 года депутаты поставили администрации двойку.
Более того, материал о нарушениях администрации направлен в прокуратуру. Что ставят в вину Сергею Чусанкову?
А его обвиняют в том, что он не понимает, что такое бюджет и как нужно управлять городом. Грех по нынешним временам – значительный.
Чусанков был избран на должность главы администрации полтора года назад. Понятно, что предвыборные обещания и суровая действительность – разные вещи. Но в таких случаях обычно смотрят на тенденции. Учится ли руководитель управлять городом, получается ли у него или нет?
Ревизии и проверки раз за разом выявляют одну и ту же картину: городской бюджет неэффективно наполняется и еще более неэффективно расходуется. Спасск никак не может связать концы с концами. Сначала Чусанков не знал, что закон установил дефицит бюджета в десять процентов. В Спасске же дефицит бюджета в 2001 году первоначально был 44 процента. На что надеялся Чусанков - непонятно.
Но дальнейшие его действия показывают, на чем он пытался сэкономить. Конечно же, на людях, которые его избирали. На оплату труда учителей, врачей и прочих бюджетников было направлено всего 21,9 процента средств города вместо 40 процентов. В итоге летом прошлого года долги по зарплате бюджетникам превышали два месяца.
А вот сотрудников администрации мэр поддерживал. Проверка выявила такие интересные факты: «сверх установленных законом размеров планируются надбавки за сложность, напряженность, специальный режим работы и высокие достижения в труде». Кроме того, все сотрудники администрации, включая водителей, рабочих и уборщиц, получали надбавки «за вредность и за секретность».
Как же вредно работать в мэрии Спасска, если знаешь столько ее секретов?
Какие секреты?
Ну, например, кому уходит бесплатное муниципальное жилье.
Спасск до сих пор потрясает квартирный скандал. Пять двух-трехкомнатных квартир было выделено с вопиющими нарушениями.
Интересен социальный состав счастливых новоселов: заместитель главы администрации города, начальник милиции общественной безопасности, заместитель прокурора города, частный предприниматель… и уборщица. Уборщица как-то выбивается из этого списка. Но это только на первый взгляд. Это ведь была не простая уборщица, а персональная, которая работала в администрации и мыла-протирала в том числе мэрский кабинет.
Никто из этих людей не имел права на внеочередное улучшение своих жилищных условий.
На этом фоне бесплатной раздачи квартир стоит отметить, что администрация города не могла предоставить жилье человеку, которому оно полагалось в первую очередь, – инвалиду, участнику дагестанских событий Алексею Лексину. В этом случае Чусанков действовал иначе, семье Лексина была предложена брошенная квартира «без окон, без дверей», а на ее ремонт мэр попросил у городского совета 75 тысяч рублей.
Но если в квартирный вопрос вмешалась краевая прокуратура, то краевая администрация тоже не могла пройти мимо столь неэффективного спасского менеджмента...
Первый вице-губернатор Приморья Александр Костенко в прошлом году провел в Спасске-Дальнем совещание с представителями обеих ветвей городской власти и поручил выработать механизм вывода городского бюджета из системного кризиса, в который его завели «неумелое хозяйствование и развивающийся конфликт между муниципалитетом и горсоветом». По решению губернатора Приморья городу была выделена дотация для погашения задолженности по зарплате перед работниками бюджетной сферы.
У Чусанкова был шанс сделать выводы и выправить ситуацию. Но он продолжает идти своим путем.
По итогам 2001 года работой администрации Спасска интересовалось уже несколько компетентных комиссий.
Вот к каким выводам пришли специалисты ревизионного управления министерства финансов.
Опять щедро финансировались сотрудники аппарата мэрии. При уходе на пенсию или переходе на другую работу им выплачивалось от 13 до 76 тысяч рублей. Заместитель главы администрации В. Оленин не только получил дополнительную жилплощадь, но еще 36 тысяч рублей при увольнении.
Чусанков установил надбавки к зарплате чиновников, превышающие те, что разрешены краевым законом. Перерасход составил почти 210 тысяч рублей.
В нарушение бюджетного кодекса администрация не включила в бюджет доходы от «предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». А это составило сумму в 4 миллиона рублей. Почти 15 млн. рублей из городской казны было перечислено коммерческим фирмам и частным предпринимателям, которые «не являются получателями средств местного бюджета».
В нарушение указа президента «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции…» мэрия Спасска за год не провела ни одного конкурса на размещение муниципальных заказов.
Наконец, ревизия установила, что из кассы города было просто похищено 75 тысяч рублей.
Спасск давно превратился в один из самых бедных городов края. Доля собственных доходов в бюджете 2001 года составляет всего 30,8 процента.
Кредиторская задолженность администрации города возросла за год почти на 13 процентов и составила 194 млн. рублей. И это при том, что доходная часть бюджета составила всего 305 млн. рублей и то с учетом трансфертов из краевого бюджета. Сам город заработал всего 93 млн. рублей.
Спасскими безобразиями заинтересовался даже полпред Пуликовский. Он направил очередную комиссию. Вывод тот же: нарушения бюджета налицо.
Пресс-служба полпреда сообщила, что по итогам проверки прокуратурой возбуждены уголовные дела.
Спасская ситуация – типична для Приморья. Перевод местных бюджетов на обслуживание в краевое казначейство перекрыл основные способы расхищения бюджета, но не решил проблему некомпетентности местных властей. Там, где есть независимые от мэрии депутаты, и возникает публичная перепалка между ними и мэром, там хотя бы становится известно о выделении квартир и раздаче бюджетных подрядов «своим людям».
Вроде бы и в стране, и в крае политическая ситуация меняется, но к власти по-прежнему рвутся люди, цель которых вполне ясна: добраться до бюджета и распоряжаться им и остатками муниципальной собственности для своей выгоды.
Должен же быть какой-то механизм, который бы защищал жителей от таких властей, думающих только о себе. Обычно некомпетентность властей становится видна через год. Видимо, нужно вернуть депутатам право инициировать отставку мэра, если его работа признается неудовлетворительной. Вряд ли здесь нужно вмешиваться краевой администрации, у которой может возникнуть политический соблазн «поувольнять всех нелояльных мэров». А вот краевое законодательное собрание может предусмотреть, чтобы в уставах всех приморских городов было непременное положение об ответственности мэров перед населением вплоть до преждевременного прекращения полномочий.
Спасск – банкрот, и действия его администрации (или «менеджмента», как принято сейчас говорить с легкой руки Дарькина) неэффективны. В таких случаях на предприятии принимаются чрезвычайные меры и первым делом вводится внешнее управление.
Автор: Андрей Калачинский специально для В