Образование подведут под стандарт
Пока школьники наслаждаются законным отдыхом, государственные мужи ломают головы над тем, как бы облегчить (или осложнить?) им жизнь. Так уж сложилось, что важные перемены в народном образовании приходятся на летний период. Не исключение и этот год. Некоторое время назад в Государственной думе началась работа над законопроектом «О государственном стандарте общего образования».
Пока школьники наслаждаются законным отдыхом, государственные мужи ломают головы над тем, как бы облегчить (или осложнить?) им жизнь. Так уж сложилось, что важные перемены в народном образовании приходятся на летний период. Не исключение и этот год. Некоторое время назад в Государственной думе началась работа над законопроектом «О государственном стандарте общего образования».
Специалисты склонны считать, что это главный законопроект, касающийся коренных перемен в народном образовании за последние 10 лет. Что готовит российским школьникам и педагогам новый проект, стань он законом? В чем его эксклюзивность? Об этом наш разговор с заместителем руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края Константином Межоновым:
- Применительно к образованию госстандарт включает в себя три составляющих: образовательный минимум, допустимую нагрузку на учащегося, финансовые затраты на одного ученика для обеспечения образовательного минимума.
Например, образовательный минимум – это тот объем знаний, который ребенок должен получить обязательно, единый для всего российского образовательного пространства. Это важно при условии переезда семьи из одного региона в другой. Этот федеральный компонент займет в программе 75 процентов. Еще 10 процентов отпущено на региональные программы (к примеру, курс «История Приморья»). Еще 10 процентов предметов вводится по усмотрению школы.
- Как вы относитесь к тому, что есть предложения от министерства образования о включении информатики и английского языка в обязательную программу обучения уже со второго класса?
- Если говорить о полезности изучения компьютера с начальной ступени школы, то я вижу в этом только плюс. По опыту педагогической работы знаю, что в этом возрасте дети достаточно восприимчивы к обучению. Кроме того, знание компьютера как носителя информации, а не как предмета оргтехники, а нынешние уроки информатики в старших классах практически к этому сводятся, поможет детям уже на средней ступени обучения.
То же касается иностранного языка. Вопрос не в том, под силу его изучение младшему школьнику или нет. Важно не перегрузить ребенка. Здесь уже выступает второй компонент госстандарта в образовании – допустимая нагрузка на учащегося. Есть определенные санитарные нормы, которые учитывают количество времени, проводимое ребенком за партой. Скажем, максимально это 6 уроков при 5-дневном обучении. Если какой-то предмет будет введен в школьную программу как обязательный, то это будет не в дополнение к уже существующему списку, а вместо иного.
- У «компьютеризации всей страны» есть другая сторона. Если информатику введут как обязательный предмет, значит, вопрос о техническом оснащении кабинетов должен быть решен обязательно. Это при нашей-то нищете в образовании?
- Сейчас развернута федеральная программа «Информатизация образовательной среды», рассчитанная до 2005 года. По этой программе в прошлом году мы поставили компьютерную технику практически во все сельские школы. В этом году на очереди школы поселков и малых городов края. Финансирование программы предусматривает долевое участие федерального, регионального бюджетов.
- То есть если «запад» не поможет, то краевому бюджету обеспечить школы техникой будет крайне сложно.
- По крайней мере, до 2005 года, как предусматривает программа.
- А значит, «обязательность» информатики во втором классе останется на бумаге?
- К сожалению, это так.
- Константин Анатольевич, есть информация, что и к проблемам физвоспитания теперь будут подходить иначе. В частности, планируется введение трех часов физкультуры вместо двух, а также обязательный экзамен по физкультуре в выпускных классах. Специалисты объясняют это тем, что здоровых школьников сегодня насчитывается не более 10 процентов, а 40 процентов детей страдают хроническими заболеваниями по два-три на брата.
- Вы говорите о заседании Госсовета с участием представителей Минобразования, Минздрава, Госкомитета по физкультуре и спорту и других.
У нас есть федеральный закон об образовании. Если в него будут внесены дополнения на сей счет, мы будем их выполнять. Но я вижу проблему не в количестве уроков физкультуры. От одного этого здоровья детям не прибавить. Я думаю, что такая постановка вопроса – лишь перетягивание одеяла представителями Госкомитета по физкультуре и спорту на себя. Болезни ребенок может заработать в семье, а в школе они лишь усугубляются. Очень важно, на мой взгляд, элементарно организовать горячее питание. У голодного ребенка страдает иммунная, нервная система, учебные нагрузки дают толчок к развитию болезни, к истощению организма. Сегодня бесплатное горячее питание в школах Приморья получают немногим более 10 процентов детей. А полный охват обедами на платной основе – около 40. Остальные вроде бы не попадают в категорию малоимущих, но зачастую в таких семьях тоже не в состоянии выдавать ребенку деньги на полноценный обед. Кроме того, опыт работы показывает, что как только мы начинаем кормить детей, количество «бегунков» уменьшается как минимум в два раза.
- А кто должен финансировать питание детей в школах?
- По федеральному указу на питание каждого ребенка должно выделяться 3 процента от минимальной заработной платы. Причем 1,5 процента идет из федерального бюджета. Но, к сожалению, центр пока не выделил ни копейки. Муниципальные образования стараются обеспечить хотя бы свою долю. Но посудите сами, на эту сумму можно купить лишь стакан молока и булочку. Я не против той же компьютеризации, в которую вкладываются огромные деньги, я не против улучшения оснащения спортзалов, но пока мы не решим проблему голодных детей, ни о каком здоровье нации говорить не приходится.
- Сколько «стоит» ученик?
- Очень важный компонент понятия госстандарта – финансовые затраты на одного ученика для обеспечения ему того самого образовательного минимума за положенное время. В проекте закона предусмотрены следующие понятия: прежде всего, федеральный норматив на одного учащегося – те деньги, которые гарантирует федеральный бюджет. Согласитесь, затраты в школе Приморья значительно превышают затраты в том же Краснодарском крае в силу климатических и прочих условий. Поэтому законопроектом предусматривается региональная надбавка (региональный норматив). К последнему вводится надбавка конкретного муниципального образования – муниципальный норматив. Это те деньги, которые должны быть предусмотрены на каждого ребенка. Если тот переходит из одной школы в другую, он должен перевести за собой всю сумму.
- Что это даст?
- Это должно повлиять на работу школы и педколлектива: директор создал школу престижную, с качественным обучением, которая пользуется спросом – в этой школе должно быть больше денег, чем в той, из которой все бегут. Введение норматива финансирования – это введение определенных рыночных условий в образовательный процесс, о чем говорили последние годы на разных уровнях.
- А разве раньше подобного не было?
- Попробуйте привести пример, когда ребенок перешел из одной школы в другую, и деньги, заложенные на этого ребенка, были переведены вместе с ним. Такого нет. Введение норматива будет способствовать улучшению качественного процесса обучения, стимулировать работу руководства с коллективом, создавать предпосылки, делающие школу комфортной для детей и педагогов. А пока у нас, к сожалению, существует практика поборов с родителей в принудительном порядке. При этом если родительский комитет решит обеспечить детей горячим питанием или организовать компьютерный класс и предложит родителям на добровольных условиях сделать посильные взносы, то это нормально. Увы, федеральный бюджет пока такие проекты не осилит. В любые времена школа не была самодостаточной.
- Вы имеете в виду то, что сейчас родители вынуждены сдавать деньги в школу на все про все?
- Еще раз отмечу, что родители могут помогать школе только добровольно. Требование «спонсорских» взносов поголовно – это перегиб, и я вновь обращаюсь к родителям – сообщайте нам о подобных нарушениях.
- Будет ли норматив финансирования учащегося изменяться вслед за растущими ценами?
- В законопроекте говорится о том, что он должен приниматься Госдумой каждый год, подписываться президентом и быть обязательным к исполнению.
- В завершение разговора еще одна немаловажная деталь. Если законопроект будет принят в подобном виде, то отпадут все споры о 12-летнем образовании. Документ предполагает закрепить 11-летнее обучение?
- Вопрос не в сроках обучения, а в целях и способах достижения целей. Если мы говорим о цели разгрузить ребенка – то дело это благое. В последние годы нагрузка на школьников возросла в 1,5-2 раза. Это очень высокий показатель, от которого страдает качество обучения. Но дело в том, что никто не знает, как и за счет чего разгрузить детей. Значит, преждевременно было заводить разговор о сроках обучения.
Автор: Елена МАНИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»