БАМРовские закрома
Семь тысяч работников БАМРа празднуют сегодня 50-летний юбилей родного предприятия. Вместе со всеми отмечает его и Сергей Машонкин (на фото) – человек не рядовой. Он старший тралмастер, по-современному – помощник капитана по добыче, то есть специалист, от которого зависит наполняемость рыболовных тралов и в конечном счете благосостояние Находки.
Семь тысяч работников БАМРа празднуют сегодня 50-летний юбилей родного предприятия. Вместе со всеми отмечает его и Сергей Машонкин (на фото) – человек не рядовой. Он старший тралмастер, по-современному – помощник капитана по добыче, то есть специалист, от которого зависит наполняемость рыболовных тралов и в конечном счете благосостояние Находки.
Мы позвонили в отдел кадров БАМРа. Первой реакцией инспектора-кадровика Нины Троцкой на имя «Сергей Машонкин» было: «Хороший. Из молодых».
Между тем «молодому» Сергею Машонкину уже 48 лет. Из них 29 он проработал в БАМРе. Начинал матросом. После окончания «дэмки» (Дальневосточного мореходного училища) в 1974 году попал на предприятие. Это был, кстати, первый выпуск тралмастеров в ДМУ. И вот уже 23-й год Сергей Машонкин трудится в должности «старшего».
Нынешней весной Сергей Иванович вернулся на траулере-морозильщике «Новоказалинск» из Охотоморской экспедиции. Сейчас отдыхает. А всего, по словам рыбака, у него было 42 бамровских рейса. Ходил и в Арктику, и в Антарктику. Специализировался на кальмаре и минтае. Сколько всего выловил, не подсчитывал.
Корреспондент «В» оказался человеком дотошным, и заслуженному тралмастеру пришлось «расколоться». Сергей Машонкин сознался, что в среднем за рейс выходило по 5 тысяч тонн улова. Умножаем эту цифру на 42 рейса и получаем 210 тысяч тонн минтая, кальмара, сельди, путассу и прочей калорийной живности, выловленной его руками. Впрочем, к бамровским показателям мы еще вернемся.
Говорят, что рыбак – дважды моряк. По формуле Сергея Машонкина, это «напряженная, трудная и очень ответственная профессия». В свои годы старший тралмастер успел заработать 25 лет морского стажа и оформить пенсию рыбака. А вы говорите: «Молодой»…
Не хочется, но без банальностей не обойтись. Основной капитал любого предприятия – люди. Главный рыбак Дальнего Востока Анатолий Колесниченко дал накануне полувекового юбилея ОАО «БАМР» пресс-конференцию.
Справка «В». Анатолий Николаевич Колесниченко приехал в Находку в 1956 году. Устроился на рыболовное судно матросом. Освоил все рыбацкие специальности. БАМРом руководит с 1979 года! (Есть ли еще в Приморье руководители такого масштаба с таким послужным сроком?)
Цифры, которыми оперировал директор-юбиляр, бьют наповал. Оказывается, за 50 лет своего существования БАМР добыл 16 миллионов тонн рыбы! В лучшие годы бамровские сейнеры вылавливали по 10-15 тысяч центнеров в год. БАМР в целом выдавал тогда более 600 тысяч тонн продукции, что составляло одну шестнадцатую процента всей добычи Советского Союза. Сегодня показатель снизился до 100 тысяч тонн годовых, но, по нынешним временам, как говорят объективные данные, это не просто хорошо, а даже здорово. В прошлом году, например, было отловлено 216 тысяч тонн, или 10 процентов показателей всего Дальнего Востока. Причинами спада называются уменьшение осваиваемых морских площадей (геополитика) и временный уход рыбы из региона (биополитика).
О начале бамровских времен генеральный директор выразился так:
- Тогда у нас царствовал дух открывательства. Осваивали побережья двух Америк, Новую Зеландию, Антарктиду. Никто не знал криля, а мы его открыли. Пристипома в стране, да и во всем потребляющем мире, появилась опять же с нашей подачи. Прибавьте к этому безголового минтая. Я имею в виду, что все эти новшества были привнесены в рацион питающегося человечества нашими специалистами.
Анатолий Николаевич повторил мысль Сергея Машонкина о нелегком рыбацком труде. Он поведал, что «рыбакам бывает или трудно, или очень трудно». Вот, скажем, на девять с половиной процентов выросли за последнее время расходы на транспорт. Поэтому БАМР вынужден «сокращаться».
Владивосток, который тоже ловит рыбу, не даст соврать. Рыба ушла из региона, квоты уменьшились, рыбаки бросились искать счастья на берегу. А на вопрос, почему в этих нелегких условиях сохранился БАМР, ответит разве что генеральный директор.
В активе БАМРа, как говорит Анатолий Колесниченко, сейчас 39 судов и около семи тысяч рыбаков. Рыба ловится, зарплата – слава богу - выплачивается, а значит – быть добру!
Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток», Георгий ПАНКИН (фото), специально для «В»