ФЕСКО соединит Калининград с Россией
Проблему изоляции Калининградской области от остальной части России в связи с предстоящим вступлением Литвы в Европейский экономический союз может решить… Дальневосточное морское пароходство. Жителям бывшей Восточной Пруссии и всем гражданам РФ при поездках туда и обратно не придется оформлять шенгенские визы, а за перевозку грузов платить дополнительные таможенные пошлины, если они будут пользоваться океанскими паромами.
Проблему изоляции Калининградской области от остальной части России в связи с предстоящим вступлением Литвы в Европейский экономический союз может решить… Дальневосточное морское пароходство. Жителям бывшей Восточной Пруссии и всем гражданам РФ при поездках туда и обратно не придется оформлять шенгенские визы, а за перевозку грузов платить дополнительные таможенные пошлины, если они будут пользоваться океанскими паромами.
Недавно администрация морского порта Санкт-Петербурга официально обратилась в министерство транспорта страны с просьбой рассмотреть возможность привлечения для работы на Балтике грузопассажирских теплоходов типа «Ро-Ро» большой вместимости. В ходе подготовительной работы выяснилось, что крупнотоннажных паромов на водных просторах европейской части России не осталось вовсе. Тогда руководство Росморфлота кинулось искать подобные суда по всей Европе и ничего не нашло. Лишь в Дании были паромы примерно такого же класса, работающие в проливах Эресунн (Зунд) и Скагеррак. Однако себестоимость их эксплуатации и тарифы на аренду оказались столь высоки, что пришлось тут же отказаться от этих планов.
И тогда наши власти обратили свое внимание на Тихоокеанский бассейн. Как рассказал «В» заместитель генерального директора ОАО «ДВМП» Юрий Шлыков, у ФЕСКО есть два 16-летних парома – «Михаил Шолохов» и «Русь». Они обладают высокими мореходными качествами, повышенной безопасностью (аппарель открывается на корме) и новейшим спасательным оборудованием. Класс Регистра позволяет активно эксплуатировать лайнеры в течение ближайших пяти лет.
Пассажирская вместимость паромов чуть более 400 человек. В гараже помещается до 150 легковых автомобилей (многоярусно) или несколько десятков грузовиков, «рефок», трейлеров. Очень важно и то, что они приспособлены для транспортировки военной техники – около 40 единиц танков, БМП, средств огневой поддержки и батальона морской пехоты с полным вооружением. Изначально теплоходы строились с расчетом использования в гражданском и оборонном вариантах. Более того, их даже строили с прицелом на Балтику, то есть высоту аппарели подстраивали под стандарты причалов местных портов. В отличие от других пароходств ФЕСКО сумело в тяжелейших условиях перестройки и рыночных реформ сохранить суда стратегического назначения.
В настоящее время «Михаил Шолохов» и «Русь» активно курсируют между портами Приморья и Японии, возят наших туристов за машинами. Хотя в 1998-2000 годах они по очереди работали на Балтике. Вначале по заказу МАП Санкт-Петербурга ходили на Стокгольм, а потом в бербоут-чартере работали между столицами Латвии и Швеции (два года назад «В» об этом подробно сообщал). Однако фрахтователи не выполнили условия договоров. Портовые, ледокольные, лоцманские сборы уменьшены не были, рекламой и поиском туристов никто не занимался, расходы на закупку топлива, ремонтные работы только увеличивались. Долги арендаторов росли. Дело дошло даже до временного задержания «Руси». Поэтому оба лайнера были вынуждены уйти с Балтики в родные воды.
Сейчас ситуация стала меняться. Неизвестно, как долго суда будут востребованы на круизах в Японию и перевозках иномарок. Держать их у причальных стенок без работы очень накладно: сутки простоя каждого из паромов обходятся компании в 3600 долларов США убытка. Поэтому судовладелец заинтересован в стабильной и прибыльной работе. Пароходство готово самостоятельно или при участии частных фрахтователей обеспечить регулярное сообщение от Калининграда до любого российского порта. Одним или двумя (если нужно часто) теплоходами. От Балтийска до устья Невы паром будет следовать 38 часов, плюс время стоянки. Юрий Шлыков рассказал, что соответствующее письмо отправлено в министерство транспорта. ФЕСКО рассмотрит любые предложения о взаимовыгодном сотрудничестве на этой линии. Если государство заинтересовано в стабильном сообщении, то оно обязано дотировать новый маршрут. А пока что на этой линии трудится один местный небольшой паром на два десятка машин и без пассажирских кают – попасть на него грузоперевозчикам крайне сложно.
У этого направления есть прекрасные перспективы, если маршрут следования продлить до Киля или любого другого порта Германии. Так что Калининград даже может стать транзитным портом между Европейским сообществом и Россией.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»