Кипр - стиральная машинка для грязных денег
НИКОСИЯ, Кипр. 27 декабря 1998 года югослав по имени Дракомир Стойкович прилетел на частном самолете из Белграда в аэропорт города Ларнака с чемоданами денег - 35 миллионов немецких марок, что составляло приблизительно 17 миллионов американских долларов.
НИКОСИЯ, Кипр. 27 декабря 1998 года югослав по имени Дракомир Стойкович прилетел на частном самолете из Белграда в аэропорт города Ларнака с чемоданами денег - 35 миллионов немецких марок, что составляло приблизительно 17 миллионов американских долларов.
Финансовый насос
Казалось бы, такая сногсшибательная сумма должна была привлечь внимание таможенников средиземноморского государства Кипр, которое в 2004-м собирается вступить в Европейский cоюз, активно борющийся с отмыванием денег.
Но таможенники без вопросов пропустили Стойковича. А потом его встретили представители Кипрского популярного банка (Cyprus Popular Bank) и положили эти деньги на счет компании «Браункорт Энтерпрайзес» (Browncourt Enterprises)
Не раз и не два сердца местных банкиров теплели при виде господина Стойковича с его чемоданами. За год, с марта 1998-го по март 1999-го, он ввез в страну 223,6 миллиона немецких марок, говорится в отчете, недавно выпущенном Международным военным трибуналом в Гааге. Его усилия - это лишь малая часть многомиллионной структуры, которую организовал бывший югославский лидер Слободан Милошевич для того, чтобы обойти международные санкции и купить военное оборудование через подставные компании на Кипре и в Греции.
Начиная с июля 1992 года Югославия положила на счета восьми подставных компаний только на Кипре эквивалент 658,5 миллиона долларов в немецких марках, долларах США, швейцарских франках и австрийских шиллингах, сообщается в отчете. Там же указывается, что правительство Милошевича использовало и другие валюты.
«За всю свою карьеру я не встречал и не слышал о более огромной и разветвленной офф-шорной финансовой структуре», - написал Мортен Торкилдсен, норвежский специалист по криминальным финансам, назначенный трибуналом для расследования этого дела.
Без комментариев
Представители трибунала отказались комментировать свой отчет. По телефону сотрудница Флоренс Хартманн сказала лишь: «Мы только собирали факты, относящиеся к военным преступлениям. Общая сумма может быть еще больше».
Через кипрские подставные компании представители Милошевича покупали все, начиная с бывших в употреблении быстроходных катеров-амфибий в Англии и кончая 20 военными машинами «Хаммер» в США, говорится в отчете. Брат Милошевича, тогда посол Югославии в России, подключил к этому делу теневого торговца оружием для покупки двух вертолетов «Ми-17» на Украине. Но большая часть закупок была сделана через четыре израильские компании, которые торгуют разнообразными военными товарами, включая броню для танков и оборудование для ночного видения.
Переводы денег происходили в десятилетие, когда Милошевич, представший теперь перед трибуналом в Гааге, был международным изгоем из-за обвинений сербских войск в геноциде на Балканах. Югославия находилась под эмбарго ООН с 1991-го по 1995 год и с марта 1998-го по сентябрь 2001-го. Многие покупки, как указывалось в накладных, могли быть использованы как в военных, так и в гражданских целях, и это затрудняло контроль над ними.
Получить комментарий от кипрского правительства по поводу фактов, указанных в отчете, не удалось. Утверждая, что Кипр активно борется с экономическими преступлениями и придерживается европейских банковских стандартов, кипрские власти очень нервничают при любом намеке на то, что остров - это просто офф-шорный рай для сомнительных капиталов. Хотя несколько лет назад правительство назначило специальный комитет при министерстве юстиции для расследования экономических преступлений.
«На самом деле мы белые и пушистые»
Местные чиновники говорят, что своим вниманием к отчету трибунала пресса атакует их маленькую нацию. «Мы не отрицаем, что эти компании были открыты на Кипре, - признала сотрудница генеральной прокуратуры страны, попросив не публиковать ее имя. - Но в отчете упоминается много других государств, включая Израиль». Просто как в детском саду: ребенка поймали за руку, а он кричит - посмотрите, а тот мальчик больше нашалил.
Симон Веземан, специалист по вооружению при Международном исследовательском институте мира в Стокгольме, сказал, что его не удивляет то, что большинство указанных компаний - производителей оружия - израильские. «Израильские компании на переднем фронте вооружения кого угодно: стран в состоянии войны, стран с нарушением прав человека, стран со всевозможными проблемами», - комментирует он.
Израильский департамент обороны назвал эту характеристику «полностью и непростительно ложной». Департамент проверяет экспорт военной продукции дважды, когда поступает заявка и перед отправкой товара, иногда замораживая сделку до тех пор, пока не изменится международный климат, сообщила представитель департамента Рашель Найдек Ашкенази.
Деньги отливаются в пули
Тем не менее, несмотря на весь этот контроль, представители Милошевича умудрились продуктивно поработать с израильскими и другими компаниями как раз перед операцией в Косово, указывается в отчете. По крайней мере, 16 денежных переводов прошло в год начиная с марта 1998-го, когда были введены санкции против Югославии, и все фирмы-участники, кроме двух, - израильские. Кипрская авиационная компания получила 795 тысяч долларов за неуказанную работу, и голландское отделение компании «Форт Уорф» (Fort Worth) из Техаса, компания «Белл Хеликоптер Текстрон» (Bell Helicopter Textron) получили 155 тысяч долларов за ремонтные работы в мае 1998 года. Между 1 января и 20 июня 1999 года по этой схеме сербская армия снабжалась во время операции в Косово.
Милошевич, провалившийся на выборах 2000 года и арестованный в апреле 2001-го, рассказал про свою финансовую структуру во время допроса в Белграде сразу после ареста. Структура работала в то время, когда на реке Дрина была установлена блокада, а для сохранения безопасности страны необходимы были «внебюджетные средства», сказал он. Потом пояснил: «Зная людей, которые это делали, патриотов и профессионалов, я уверен, что средства были использованы именно для указанных целей…... Я не верю, что существовал какой-то другой способ приобретения необходимого оборудования, потому что доставка такого оборудования в нашу страну была строго запрещена».
Деньги в структуру поступали из Югославской федеральной таможенной администрации, которая, похоже, просто купалась в деньгах. Югославские чиновники говорили, что администрация собирала таможенные пошлины, наполняя одну треть федерального бюджета. Кроме офф-шорной деятельности таможенные деньги шли на выплату зарплат основных военных служб, в том числе солдат и оружейных техников. (Интересно, что в течение шести с половиной лет эти фонды частично использовались для оплаты выборов.)
Когда деньги были собраны, таможенники прилетали прямо на Кипр или складывали их в сейф Београдска Банка в Белграде, чтобы потом перевести за границу. Занимался международными переводами «Кипрский офф-шорный банковский офис Београдска Банка» (Beogradska Banka Cyprus Offshore Banking Unit) в Никосии, указывает Торкилдсен.
Добро пожаловать в рай!
Поскольку для большинства иностранцев нет строгих визовых требований, Кипр в 90-е годы стал домом для многих югославов, и до сих пор югославская диаспора здесь очень велика. Югославские чиновники чувствовали себя очень комфортно, работая курьерами по перевозке денег. Михали Кертис, генеральный директор Федеральной таможенной администрации, сказал, что по крайней мере один раз он лично привозил наличку на Кипр. Когда его спросили, почему именно на Кипр, он ответил: «Возможно, потому, что там был выход в мир».
Некоторые подставные компании были зарегистрированы на людей, которые понятия не имели о существовании структуры, сообщает Торкилдсен. «Браункорт Энтерпрайзес» во время регистрации в 1995 году указала Радмиллу Будисин как владельца, но когда женщину допросили в Югославии, та сказала, что ничего не знает ни про эту компанию, ни про другую, под названием “Антексол», которая тоже была зарегистрирована на ее имя. (Будисин оказалась дальней родственницей умершего мужа некой Борки Вучич, начальницы кипрского офф-шорного офиса Београдска Банка, вокруг которого и происходила вся деятельность.) Вполне возможно, что компании регистрировались по поддельным или украденным документам.
«Было очень просто получить поддельный паспорт в Югославии, - сказал один кипрский бизнесмен, который регулярно ездил в Белград в середине 90-х. - Много раз происходило так, что если серба высылали с Кипра, он возвращался и жил здесь под другим именем».
Списки пополняются...
Самым большим переводом, упомянутым в отчете, со счета подставной компании «Эбридж Трейдинг Лтд.» (Abridge Trading Ltd.) в Хелленик Банке (Hellenic Bank) был 1,2 миллиона долларов, отправленных в «Эй Эм Дженерал Корпорейшн» (AM General Corp.) в Сауф Бенд, штат Индиана, чтобы оплатить 20 машин «Хаммер» в 1997 году, в разгар санкций. Пресс-офис компании не счел нужным ответить на звонки журналистов и прокомментировать.
«Эбридж» закупила товаров на 3,2 миллиона долларов в компании «Элоп Электроник Индастриз Лимитед» (Elop Electronic Industries, Ltd.), которой сейчас владеет «Элбит Системз Лимитед» (Elbit Systems, Ltd.) в Тель-Авиве, в Израиле, хотя в отчете не указывается, что конкретно было куплено. На электронной странице компании указано, что она торгует броней для танков, лазерными прицелами для оружия и другими товарами.
Представитель «Элбита» Ари Тал сказал, что его компания не владела «Элопом» во время югославских закупок, и поэтому он не мог ответить на эти вопросы. Но добавил: «Мы придерживаемся всех резолюций и правил и очень строго к этому относимся».
В 1997 году во время санкций «Эбридж» закупила у «Элопа» товара на 706500 долларов. Эти деньги пришли из Белграда, от компании «Югоимпорт». Электронная страница «Югоимпорта» сообщает, что компания ответственна за импорт вооружения и оборонного оборудования, включая пехотное, зенитное и противотанковое оружие, минометы, оптические приспособления и системы контроля огня.
Семейный бизнес?
В финансовую структуру был вовлечен также Борислав Милошевич, брат югославского лидера и бывший посол в России. Борислав Милошевич был указан в качестве владельца подставной компании под названием «Неоком Трейдинг Лимитед», говорится в отчете. В сентябре 1998 года фирма выпустила несколько аккредитивов двум украинским экспортным компаниям и подставной компании «Авиатренд Лимитед», владельцем которой являлся российский теневой бизнесмен Валерий Черный, известный Интерполу под именем Виктор Васильевич Дуденков.
Согласно недавнему отчету ООН Черный занимался нелегальной международной торговлей оружием.
Торкилдсен пишет: «По моему мнению, оплаты «Неокома» связаны с покупкой двух вертолетов, и переводы организовал Борислав Милошевич». Вертолеты «Ми-17» закупались в компании «Укрспецэкспорт». Представители компании от комментария отказались.
Экспертам еще предстоит проанализировать огромное количество фактов, указанных в отчете. Многие участники этих событий, включая высокопоставленных чиновников, явно будут недовольны тем, что мировая общественность узнает правду. Интересней всего, как интерпретирует ее Международный трибунал в Гааге и какое вынесет решение.
Автор: Нонна ЧЕРНЯКОВА, Расселл УОРКИНГ (фото авторов), специально для «В»