Девяносто японских «нельзя»
Один любопытный факт: из большинства стран Юго-Восточной Азии только Япония не была частично или полностью колонизирована Западом в XIX веке. Как удалось Стране восходящего солнца избежать подобной участи? Доцент педагогического университета Хоккайдо госпожа Момосэ Хибики (в университете Хоккайдо она преподает культурную антропологию и естественную историю, изучает культуру айнов) недавно прочла в Синем зале владивостокского музея имени Арсеньева лекцию “Модернизация Японии – ее культурные стороны”, в которой частично рассказала об одном из аспектов модернизации страны, о том, какими способами она воплощалась в жизнь.
Один любопытный факт: из большинства стран Юго-Восточной Азии только Япония не была частично или полностью колонизирована Западом в XIX веке. Как удалось Стране восходящего солнца избежать подобной участи? Доцент педагогического университета Хоккайдо госпожа Момосэ Хибики (в университете Хоккайдо она преподает культурную антропологию и естественную историю, изучает культуру айнов) недавно прочла в Синем зале владивостокского музея имени Арсеньева лекцию “Модернизация Японии – ее культурные стороны”, в которой частично рассказала об одном из аспектов модернизации страны, о том, какими способами она воплощалась в жизнь.
В последней трети позапрошлого века правящие круги Страны восходящего солнца осознали, что продолжать политику полной закрытости, во-первых, глупо, во-вторых, невозможно. Поэтому было решено принять в стране дипломатические делегации наиболее развитых западных государств (Америка и Британия). Первыми подарками, которые преподнесли американцы японцам, были линия телеграфа и небольшая железная дорога. Подобные достижения прогресса, а также внешний вид делегатов, разительно отличавшийся от традиционных японских нарядов, настолько поразили японцев, что идея о необходимости срочной модернизации страны (мы бы это назвали – “догнать и перегнать Америку”) прочно укрепилась в наиболее просвещенных кругах японского общества.
В то время японцы были искренне уверены, что в самом деле дики и слишком распущены для того, чтобы соответствовать западным стандартам. Многие традиции и обычаи японского народа стали казаться нецивилизованными и безнравственными, тормозящими прогресс. Поэтому в 60-х годах позапрошлого века вышел императорский указ, содержащий 90 запретов – в основном они касались вековых народных привычек и традиций. Так, например, были закрыты вызвавшие осуждение ханжеского Запада совместные общественные бани (ничего, кроме омовений, там не происходило), цирки, где выступали обнаженные заклинательницы змей, запрещены ношение мечей, татуировки и многое другое. Следует заметить, что татуировки, например, не вызывали нареканий Запада (будущий император России Николай II, будучи в Нагасаки, сделал себе татуировку на руке в виде многоцветного дракона), но японцы сами отказывались от многих привычек, потому что думали, что они могут не понравиться людям из другого мира… Полностью избежать растворения в западной цивилизации Японии удалось потому, что большое количество малограмотного народа в деревнях относилось к запретам наплевательски, при этом, однако, не отказываясь от принятия технических достижений западного прогресса. С другой стороны, японское правительство уже тогда уделяло много внимания воспитанию образованных, высококвалифицированных рабочих кадров, и потому отпадала необходимость в найме западных специалистов. Сегодня японские историки считают, что в подобном гибком подходе и кроется главная причина успешной модернизации Японии.
Знакомая ситуация, не правда ли? Госпожа Момосэ считает, что сегодня (или, во всяком случае, несколько лет назад) в России существовала похожая проблема сознательного отказа от самобытности, самоунижения в погоне за прогрессом. Момосэ-сан считает, что нам нельзя забывать о великом прошлом своей страны и разумно перерабатывать западные достижения.
Момосэ часто бывает в России, в нашем крае, любит и изучает русскую культуру, традиции и современность. Не так давно она написала исследование “Пожилые люди России”, в котором отметила особо поразившую ее особенность: несмотря на нищенские пенсии, российские старики помогают друг другу, делятся деньгами и продуктами, это говорит о высоком моральном духе, отметила Момосэ Хибики. Также она считает, что женщина в России освобождена, раскрепощена и увлечена идеями феминизма намного больше, чем в Японии, и советует своим студенткам чаще читать “Анну Каренину” и чеховскую “Душечку”, находя в них не только разгадку “загадочной русской души”, но и образцы для подражания. С другой стороны, между японским и русским народом больше сходства, чем принято считать, и лекция, прочитанная Момосэ, только укрепляет это сходство.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»