Пожар на ледоколе «Красин». Учебный
Во вторник утром с борта ледокола «Красин», стоявшего на якоре в Амурском заливе, в эфир полетело тревожное сообщение: «Пожар в машинном отделении, поврежден корпус судна, через образовавшуюся пробоину в танке левого борта происходит утечка топлива. В результате взрыва три человека попали в воду, имеются пострадавшие. Требуются немедленная помощь в тушении пожара, медицинская помощь, эвакуация пострадавших».
Во вторник утром с борта ледокола «Красин», стоявшего на якоре в Амурском заливе, в эфир полетело тревожное сообщение: «Пожар в машинном отделении, поврежден корпус судна, через образовавшуюся пробоину в танке левого борта происходит утечка топлива. В результате взрыва три человека попали в воду, имеются пострадавшие. Требуются немедленная помощь в тушении пожара, медицинская помощь, эвакуация пострадавших».
Так начались учения по оказанию помощи аварийному судну, спасению людей, терпящих бедствие, и ликвидации разлива нефти на море. К тому времени на судне уже была объявлена учебная тревога, однако, по замыслам организаторов, экипажу собственными силами сделать ничего не удалось...
Для руководства учениями по «спасению» «Красина» на его борт прибыли руководители спасательно-координационного центра морской администрации порта Владивосток, Дальневосточного бассейнового аварийно-спасательного управления, подразделений МЧС и других спасательных служб, участвующих в этих учениях. Перед началом заместитель начальника СКЦ Игорь Волков пояснил корреспонденту «В», что это плановые учения, которые проводятся для отработки взаимодействия между различными спасательными подразделениями разных ведомств при оказании помощи судам. На сегодняшний день зона владивостокского СКЦ простирается от мыса Гамова на юге до Тикси на севере. Ежегодно на этой акватории гибнет до 12 судов. Ведь на данный момент по всем международным соглашениям суда, находящиеся в районе терпящего бедствие, обязаны оказать необходимую помощь и снять экипаж. Однако для эвакуации самого судна его хозяин должен заключать конкретную сделку и оплачивать его буксировку.
Прошло совсем немного времени, и все стоявшие на мостике увидели очертания двух спасательных судов. Это были «Напористый» государственной аварийной службы рыбного порта и «Лазурит» БАСУ. Приблизившись к «терпящему бедствие», экипаж «Напористого» открыл гидранты, и в три стороны ударили мощные водяные струи. Было видно, что моряки готовы к оказанию помощи на воде. Однако первым к борту «Красина» на резиновой лодке подошел экипаж краевой поисково-спасательной службы ГО и ЧС и стал ждать своего часа.
Спасательные суда пришвартовались с обеих сторон ледокола. К тому времени в точку бедствия подошел еще один катер БАСУ, с которого практически сразу в воду погрузились два водолаза. Перед ними стояла задача как можно быстрее завести «пластырь» и заделать пробоину ниже уровня ватерлинии. Экипаж «Напористого» приступил к тушению предполагаемого пожара, а «Лазурит» начал откачивать воду из помещений, пострадавших от пробоины. Спасатели еще не закончили своей работы, когда за дело взялись еще два подоспевших судна. «Буран» и вспомогательный плашкоут начали ставить боны вокруг предполагаемого разлившегося топлива.
Все это время на незначительном расстоянии от «терпящего бедствие» судна находились катер центральной спасательной станции Государственной инспекции по маломерным судам и моторная лодка ПСС МЧС. Их час настал, когда в небе над нами завис вертолет «Ми-8». Вначале в воду был спущен плот, а затем два человека, которые выполняли роль пострадавших. К ним сразу же и направились спасательные катера. Оказавшихся в воде необходимо было доставить на мыс Бурный, где уже были готовы оказать необходимую помощь врачи медицины катастроф. Однако свои навыки предстояло показать и сотрудникам службы и аварийно-спасательного обеспечения полетов «ВладАвиа». Вначале в воду по тросу спустился аквалангист, оказавший первую помощь пострадавшим. Следом за ним, не промазав мимо плота и надувной лодки, приземлились три парашютиста-спасателя. Еще двое под общие аплодисменты экипажа «Красина» опустились прямо на палубу корабля. Они показали, как умеют во время чрезвычайных происшествий поднимать на борт вертолета пострадавших.
После подведения итогов начальник СКЦ Анатолий Выборов, руководивший учениями с пульта на берегу, пояснил, что в целом учения можно оценить очень хорошо. Все службы показали свое умение, а также слаженность в работе с другими подразделениями. Так что на наших спасателей можно положиться.
Автор: Федор ГУРКО (фото автора), «Владивосток»