Акунин убил «Чайку» и взялся за «Гамлета»
Гастроли московского театра “Школа современной пьесы” стали необычны по нескольким причинам: во Владивосток прибыла труппа в составе 35 человек (по нынешним временам для гастролеров количество невероятное). Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз привез сразу нескольких звезд: Ирину Алферову, Владимира Стеклова, Альберта Филозова, Георгия Мартиросьяна и три спектакля - “Чайку” Чехова, продолжение “Чайки”, написанное Борисом Акуниным, и спектакль, с которого, собственно, 13 лет назад началась история “Школы современной пьесы” - “Пришел мужчина к женщине”.
Гастроли московского театра “Школа современной пьесы” стали необычны по нескольким причинам: во Владивосток прибыла труппа в составе 35 человек (по нынешним временам для гастролеров количество невероятное). Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз привез сразу нескольких звезд: Ирину Алферову, Владимира Стеклова, Альберта Филозова, Георгия Мартиросьяна и три спектакля - “Чайку” Чехова, продолжение “Чайки”, написанное Борисом Акуниным, и спектакль, с которого, собственно, 13 лет назад началась история “Школы современной пьесы” - “Пришел мужчина к женщине”.
По словам режиссера, последний спектакль они играли более 500 раз во многих городах мира, до сих пор от него не устали ни актеры, ни зрители, хотя сам Иосиф Райхельгауз дал ему оценку - “незамысловатый”.
Что касается “Чайки” Чехова, то она появилась в театре почти случайно: театр недаром называется “Школа современной пьесы”, но режиссер все-таки пошел на этот эксперимент. Их “Чайка” стала 13-й в Москве. Когда Борис Акунин написал свою детективную версию классического произведения, то отдал ее в этот театр. Теперь на вопрос: “А почему у вас идут две “Чайки”?” Иосиф Райхельгауз отвечает, что пьеса Чехова - это первая часть акунинской “Чайки”...…
Конечно, во время пресс-конференции, состоявшейся в театре Горького, нас больше всего интересовала именно эта неоднозначная постановка. Судя по всему, Чехов проиграл Акунину - в сборах. На раскрученного современного писателя зрители идут охотнее, чем на классика. И в Москве, и во Владивостоке билеты на сиквел “Чайки” (так было названо произведение Акунина в пресс-релизе) раскупаются влет. “Однажды мы не могли играть Акунина, потому что заболел кто-то из актеров, и заменили спектакль на “Чайку” Чехова, - рассказывает Иосиф Райхельгауз. - Мы очень редко так поступаем, и в таких случаях билеты никто не сдает, потому что в наш театр достаточно трудно попасть. А наши билетеры услышали, как жена говорила мужу: “Нет, не пойдем. Чеховскую “Чайку” я за такие деньги где угодно посмотрю!”. Проиграл Чехов или нет, но Акунин – модный и популярный писатель, с этим надо считаться”.
Вообще художественный руководитель театра “Школа современной пьесы” ничего страшного не видит в том, что Борис Акунин “переиграл” классическую пьесу. Для театра это обычная вещь. В свое время Щедрин написал оперу “Кармен” по произведению Бизе, и ничего. Московская критика очень неоднозначно подошла к оценке новой “Чайки”, считая, что ничего нового с театральной точки зрения в пьесе Акунина нет. В общем-то на этот раз критики были абсолютно правы. Актеры хорошей игрой пытаются вытащить акунинский сиквел. Но вся беда, что играть там нечего. Убитая Акуниным “Чайка”, к счастью, скоропортящийся сценический продукт. Получилась этакая авантюрка, театральный капустник, лубок, а не искусство. Даже “голубая” тема не прошла мимо этой “Чайки” (что, секс-меньшинства делают хорошую кассу?). Все-таки соревноваться с классиками по силам далеко не всем переводчикам.
Кстати, по словам Иосифа Райхельгауза, сам писатель, посмотрев спектакль, признался, что его пьеса получилась хуже трактовки режиссера.
Терзать классиков Борис Акунин не бросит. Он уже приступил к написанию своей версии “Гамлета”. Возможно, его тоже поставят в “Школе современной пьесы”.
На двух “Чайках” Иосиф Райхельгауз не остановился: “Мы хотим достойно завершить триптих, поэтому заказали поэту Вадиму Жуку и композитору Александру Журбину классическую оперетту “Чайка”. Поставим ее в следующем сезоне в противовес тем мюзиклам второго плана, которые идут в Москве. Мюзикл – это то, чем русский театр был силен всегда”, - считает он.
На наш вопрос: не боялся ли он везти в провинцию, обкормленную антрепризой, классический спектакль, режиссер ответил, что такое созвездие талантливых актеров страхует чеховскую “Чайку” от неудачи. А еще дал надежду на то, что вскоре мы перестанем разочаровываться в гастролерах. Оказывается, от антрепризы низкого качества устали не только зрители. Сценическая халтура сильно дискредитирует настоящий театр, поэтому Иосиф Райхельгауз с группой товарищей готовит для Госдумы законопроект, с помощью которого можно будет остановить поток низкопробных, слепленных на скорую руку спектаклей.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»