Повезем коляду в Японию

Босоножки на высоченной платформе, больше похожие на ходули. Узенькие джинсы с кружавчиками на коленях. Две разноцветные сережки в одном ухе… Что там поют эти экипированные по последнему писку тинейджерской моды девчонки? “Я ходила, млада, млада, по лесу, я кричала, млада, громким голосом…”

3 июль 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1192 от 3 июль 2002

Босоножки на высоченной платформе, больше похожие на ходули. Узенькие джинсы с кружавчиками на коленях. Две разноцветные сережки в одном ухе… Что там поют эти экипированные по последнему писку тинейджерской моды девчонки? “Я ходила, млада, млада, по лесу, я кричала, млада, громким голосом…”

Руководитель ансамбля народной песни “Звонница” при центре творческого развития детей и юношества Первомайского района Наталья Галкина сама родом из Ставрополья – казачьего края, полного лихой песенной удали. Сама собой возникает в воображении картинка: ровная, как скатерть, улица, с двух сторон – “игрушечные” домики в стиле Куинджи. Тихая звездная ночь – и сильный, издалека слышный грудной женский голос, светло и задумчиво выводящий: “Ой, девки, лен...…”

- Вообще мы поем песни всех районов России, - улыбается Наталья Ивановна. – Я сознательно не захотела ограничиваться только казачьей песней. Владивосток – город перемешанных культур, здесь нет единой, чистой манеры пения народных песен, и мы поем в общерусской манере, иногда используя диалекты средней полосы нашей страны.

Хрупкая 13-летняя девчонка открывает рот, и мне кажется, что из туннеля вырвался паровоз (для тех, кто понимает: ре второй октавы – верхние ноты большинства солисток ансамбля, девочки поют грудным и головным регистром). Вот ведь странно! Расплодившиеся во множестве пышногрудые поп-певицы, мелькающие в дорогущих клипах на телевидении, поют, как большинство из нас, горлом и по сути безголосы. А эти девчонки и мальчишки – из обычных семей рыбацкого Первомайского района в получающем копеечное финансирование детском центре могут похвастать такими чистыми, глубокими голосами, истинно народным стилем пения...… Что заставляет их, подростков, в течение пяти-семи лет приходить сюда дважды в неделю и упорно вживаться в образ поморской женки или развеселого станичника?

- Мы изучаем обряды, народные традиции, - рассказывает Наталья Ивановна, - историю России. Когда готовили для фольклорного театра “Веснянки” обрядовые песни-заклинания весны, вспоминали обычаи еще дохристианской Руси: в день весеннего равноденствия люди звали весну родиться, прийти на смену умирающей зиме…...

- А начинали мы, - вступает в разговор 14-летняя Надя Ничуговская (в ансамбле уже семь лет), - со скороговорок. Наталья Ивановна учила нас правильно дышать. Потом мы занимались с хореографом. И дома все время поем. Родители даже иногда ругаются.

- Они не потому сердятся, - веселится смуглянка Хакима Мулахужаева, - просто иногда наши занятия в ансамбле идут во вред учебе. Главное ведь – научиться совмещать одно с другим. У нас бывает по два концерта в день, вот тогда мама и говорит: да брось ты пока свое пение, займись учебой, потом догонишь! Да как же бросить-то?!

Между прочим, троечников в ансамбле практически нет. Мальчишек вот маловато, но те, что есть, - в тельняшках! Пашу Куценко привела мама – чтоб по улицам не болтался. Не болтается... уже шесть лет. Что держит? Как бы высокопарно это ни звучало, музыка русского слова, волшебное осознание причастности к великому народу, великой нации…...

Материал для выступлений Наталья Галкина отыскивает в старых фольклорных сборниках, на все сто процентов использует песни и обряды, записанные в фольклорных экспедициях, когда она еще училась в Краснодарской академии искусств и культуры.

- Конечно, моя голубая мечта, - вздыхает Наталья Ивановна, - поехать в фольклорную экспедицию по селам края с моими ребятами. Помочь им прикоснуться к живым источникам русского слова, народного искусства…... Но в наше время это финансово никак невозможно. Тем не менее мы много выступаем, вот осенью едем на международный фестиваль стран АТР, который пройдет в японской префектуре Тоттори (финансируют поездку японцы). Вообще коллектив у нас очень дружный, несмотря на то, что все ребята учатся в разных школах. Тяжелее всего бывает, когда ребенок вырастает и просто по возрасту покидает ансамбль, ведь в него столько сил вложено, души...… Только и остается верить, что все это не зря, даст свои плоды.…

- Я вот мечтаю, - услышав наш разговор, говорит Саша Юрченко, - поступить в музыкальное училище, потом в институт искусств или в Гнесинку. Может, когда-нибудь буду петь у Надежды Бабкиной в ансамбле “Русская песня”.

А что? Все может быть!