Михаил Гилев: Подготовка к зиме началась
- В последнее время часто звучат упреки в адрес возглавляемого вами КГУП «Примтеплоэнерго». Например, что до сих пор не начата подготовка к зиме. Складывается впечатление, что власти районного уровня недовольны работой «Примтеплоэнерго». Объективны ли они в своих оценках? Насколько вообще полезно «Примтеплоэнерго» для жителей края?
- В последнее время часто звучат упреки в адрес возглавляемого вами КГУП «Примтеплоэнерго». Например, что до сих пор не начата подготовка к зиме. Складывается впечатление, что власти районного уровня недовольны работой «Примтеплоэнерго». Объективны ли они в своих оценках? Насколько вообще полезно «Примтеплоэнерго» для жителей края?
- К зиме уже готовимся. Предусмотренные для этого в краевом бюджете средства в сумме около 150 млн. руб. с 21 июня начали поступать на счета «Примтеплоэнерго» и муниципальных образований. Работы ведутся. Хотя начаты они с опозданием, закончим вовремя. В прошлом году деньги на подготовку к зиме начали поступать в июле, но все равно успели. Так что особых проблем нет. Нормальная рабочая ситуация, не вижу никаких поводов для публичных истерик.
А польза от «Примтеплоэнерго» есть, и немалая. Во-первых, объективно стала дешевле гигакалория, в основном за счет 10-процентного уменьшения удельного расхода топлива на производство 1 гигакалории. Экономия составляет 50 млн. рублей. В Дальнегорске был тариф 814 руб. 85 коп. за гигакалорию, сейчас утвержден 749 рублей, и это реальный тариф. По остальным районам ситуация аналогичная. Кое-где тариф стал несколько выше, но это там, где предыдущий вообще брался с потолка или не повышался с 1998 года.
Во-вторых, «Примтеплоэнерго» платит налоги. Есть, правда, задолженность по единому социальному и подоходному налогам, около 27 млн. руб., но ее мы погасим в ближайшее время. Муниципальные предприятия налогов не платили. Так, ТВС города Арсеньева только по подоходному налогу имело задолженность 60 млн. руб. А ведь это деньги на содержание школ, больниц, на зарплату бюджетникам. Из 5,5 млрд. руб. кредиторской задолженности МУПов половина – долги по налогам, пени и штрафы.
В-третьих, нормализуется ситуация с заработной платой. На текущий момент задолженность по ней составляет 1,1 месяца. За лето разрыв может чуть увеличиться, примерно до 1,4–1,5 месяца, но к осени мы его ликвидируем. В МУПах летом зарплата не выплачивалась вообще. Задолженность была 4-6 месяцев, кое-где не платили годами. Есть и другие плюсы, не столь очевидные на первый взгляд, но весьма существенные, особенно с точки зрения специалистов.
- Тогда в чем обвиняют, если все так хорошо?
- До сих пор коммунальная энергетика представлялась убыточным и безнадежным делом. Теперь все вдруг увидели, что это совсем не так. И сразу некоторым захотелось в этом «бизнесе» поучаствовать. Опять же вполне нормальное явление. Только они не говорят открыто – «хотим денег, дайте», а начинают выдумывать проблемы и громко беспокоиться об интересах населения. В нашей стране это распространенная, к сожалению, практика – зарабатывать репутацию «борца за права и интересы народа» и поправлять свое материальное положение именно таким способом.
Вот, например, возник вопрос о возврате средств на подготовку к зиме, выделенных краевым бюджетом. Нормальная ситуация – когда деньги где-то проявляются. Если вы купите автомобиль, вы израсходуете деньги, но на вашем «балансе» появится имущество на эту сумму. Если вы отдадите машину в ремонт, ее стоимость увеличится на цену ремонта. В прошлом году на подготовку к зиме из краевого бюджета в районы ушли 377 млн. руб. И провалились как сквозь землю. Не в том смысле, что неизвестно, на что они потрачены, а в том, что они ни на копейку не увеличили стоимость краевого, муниципального имущества, и сами деньги в краевой бюджет тоже не вернулись. Это ненормальная ситуация. Как за подобные расходы отчитываться перед ревизорами: «Деньги подарены муниципальным образованиям под предлогом подготовки к зиме, а дальше не знаем»?
Поэтому краевая администрация вполне логично требует учета и возврата вкладываемых средств. Если муниципалитеты хотят готовить свое имущество к зиме самостоятельно, пусть обходятся собственными средствами. Если своих средств не хватает и приходится брать деньги у края, нужно их возвращать. Вы же не станете делать соседу ремонт за свой счет. Почему краевая администрация должна за свой счет чинить муниципальную собственность? А отдельные граждане считают, что должна. Хотя аргументировать свою позицию не могут. «Дайте денег» – и все тут.
- Задачи, которые ставились при создании «Примтеплоэнерго», можно считать выполненными?
- Пока не все. Ряд задач – повышение управляемости коммунальной энергетикой, минимизация расходов, установление реальных тарифов, установление нормальных договорных отношений с муниципальными образованиями, потребителями, прозрачность финансово-хозяйственной деятельности этой отрасли ЖКХ – уже выполнены или находятся на завершающей стадии решения. Некоторые задачи, такие, как увеличение собираемости денежных средств, уменьшение потерь, транспортных и других издержек, реконструкция и развитие мощностей, в короткий срок не решаются.
Вообще говоря, стратегически задача была одна – сделать из коммунальной энергетики нормальную отрасль хозяйства, которая может самостоятельно работать в наших условиях, не рассчитывая на льготы, дотации, прочие дармовые деньги, вывести ЖКХ из эпицентра политических скандалов. Пока еще это не так, но зато сейчас уже можно с уверенностью сказать – это реально. Еще год назад никто о таком и не мечтал.
- За все это расплачиваться придется населению?
- Сейчас федеральный стандарт доли населения в оплате услуг ЖКХ – 90%. Это закон, который граждане РФ, органы власти, предприятия обязаны выполнять. На большинстве территорий края, повторюсь, затраты, а с ними и тарифы снижаются. Но размеры платежей населения кое-где растут. Как за счет введения этого федерального стандарта, так и за счет установления реального норматива теплопотребления, который в ряде муниципальных образований занижен процентов на 30.
Норматив теплопотребления – это количество гигакалорий, которое необходимо затратить на отопление одного квадратного метра в течение года. Как рассчитывается платеж: цена гигакалории умножается на норматив теплопотребления, на стандарт оплаты и на площадь квартиры, а потом делится на семь или двенадцать – где как сложилась практика, где-то люди платят только в отопительный сезон – семь месяцев, где-то весь год. Средства на отоплении так и «экономились» – выработку тепла устанавливали реальную или даже завышенную и под нее из края получали топливо, а нормативы, то есть расход этого топлива и отпуск тепла населению, занижались. Вот на этой вилке и «хозяйствовали».
Существует система субсидий для малообеспеченных категорий населения. Эта система во многих районах края очень неразвита, получение субсидии требует преодоления множества бюрократических препонов. Это недоработки администраций муниципальных образований, на это надо обратить особое внимание. Была бы нормально работающая система предоставления субсидий, не было бы у «Примтеплоэнерго» большинства проблем - ни с задолженностью по зарплате, ни со своевременным началом подготовительных работ, ни с поставками топлива. Да и число регулярных плательщиков увеличилось бы сразу, нагрузка на семейный бюджет у многих жителей края значительно уменьшилась бы.
В перспективе расходы будут снижаться – по мере приведения в порядок оборудования и сетей, оптимизации схемы перевозок топлива, сокращения непроизводственных затрат. Однако ситуация на нашем рынке непредсказуема – зимой мазут стоил 2100 рублей за тонну, сейчас 4300-4400 рублей. Бензин, дизельное топливо тоже резко вздорожали. Рост цен может «съесть» всю экономию.
- Каким вы видите КГУП «Примтеплоэнерго» в будущем?
- Это будет одно из крупнейших предприятий в крае. Около 12 тысяч рабочих мест, 6,5-7 млрд. руб. годового оборота. В конечном счете «Примтеплоэнерго» объединит всю краевую коммунальную энергетику. В любом случае единое краевое предприятие сможет выработать гигакалорию с самыми меньшими затратами. Реальный, но более низкий тариф на тепло, чем у КГУП «Примтеплоэнерго», в приморской коммунальной энергетике сейчас невозможен. И в дальнейшем не будет возможен – при любой экономической ситуации региональный формат управления коммунальной энергетикой наиболее эффективен.
Автор: Андрей ДЕМЧЕНКО, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото)