Люмпен на базаре
На лотках владивостокских рынков среди свежего, немороженого товара рядом с привычными камбалой, красноперкой, терпугом появились незнакомцы. Экзотично выглядит совсем прозрачная мелкая рыбка-лапша. Имя яркой бежево-полосатой рыбы пишется на ценниках то как “стихея”, то вообще как “стихия”. А у саргана, которым уже торговали в краевом центре прошлым летом и которого покупатели запомнили по длинным челюстям, верхняя нынче зачастую оказывается короткой. Неудивительно, что многие читатели “В” интересуются: откуда взялись новые рыбы, где их ловят, в конце концов, съедобны ли они, и если да, то вкусны ли?
На лотках владивостокских рынков среди свежего, немороженого товара рядом с привычными камбалой, красноперкой, терпугом появились незнакомцы. Экзотично выглядит совсем прозрачная мелкая рыбка-лапша. Имя яркой бежево-полосатой рыбы пишется на ценниках то как “стихея”, то вообще как “стихия”. А у саргана, которым уже торговали в краевом центре прошлым летом и которого покупатели запомнили по длинным челюстям, верхняя нынче зачастую оказывается короткой. Неудивительно, что многие читатели “В” интересуются: откуда взялись новые рыбы, где их ловят, в конце концов, съедобны ли они, и если да, то вкусны ли?
- Все упомянутые рыбы – исконные обитатели дальневосточных морей, просто в прежние годы добычи этих видов, по сути, не велось, и они не попадали в торговлю, - охотно разъяснил руководитель лаборатории прибрежного рыболовства “ТИНРО-центра” Александр Вдовин. – Приобретать их можно без тревоги: они съедобные, причем неплохие по вкусовым качествам. У нас здесь практически не водятся ядовитые рыбы. Хотя мне известно об одном любопытном случае…
Пару лет назад, как рассказывает Александр Николаевич, в реку Артемовку зашла стайка рыбы-собаки. Именно этих рыб и наловили удочками участники расположившейся на берегу веселой компании. Они тут же выпотрошили улов, поджарили и под водочку употребили до последнего плавника.
- Никто из них серьезно не отравился, - разводит руками Вдовин. – Возможно, потому, что это было не время нереста, а особенно опасна рыба-собака как раз в такой период. Наиболее страшны в этом плане молоки, впрочем, ядовитыми могут быть и кожа, и само “мясо” фугу.
Оказывается, рыба-собака, о которой, к своему стыду, впервые услышал в “ТИНРО-центре” корреспондент “В”, - это и есть знаменитая фугу, считающаяся в Японии деликатесом. Работать с этой рыбой там разрешено лишь опытным поварам. Они для этого сдают экзамен и получают специальную лицензию. Эти кулинары умеют, готовя блюда из фугу, нейтрализовать содержащийся в ней яд тетродотоксин, который в 10 раз сильнее кураре и в 400 раз – стрихнина.
А приморские-то мужики обо всех этих японских церемониях не знали. Поймали у себя в Артемовке неизвестную рыбу да и спокойно съели. Неужто и впрямь права поговорка: что русскому хорошо, то немцу (японцу) смерть?
Но оставим в покое рыбу-собаку, ведь она в наших водах очень редкая гостья, и слава богу. А вот, к примеру, сарган встречается здесь часто.
Специально всех вышеназванных рыб раньше никто никогда не добывал, они попросту не были объектами промысла у крупных предприятий-добытчиков. В прилове попадались, да.
Зато для добытчиков мелких, коим сейчас в Приморье несть числа – причем среди них немало нелегальных, то есть не оформивших свою рыбалку, как положено, - любой улов является желанным и выгодным. Сами или через перекупщиков они что ни день отправляют на рынки все, что наловили сетями, ставными неводами, снюрреводами. Единственным документом при этом зачастую служит замусоленная тетрадка, в которой продавец расписывается за полученные 50, 30, а то и всего 10 килограммов парной рыбы.
Загадочная “стихия”, как выяснили мы с помощью ихтиологов “ТИНРО-центра”, - представитель обширного семейства стихеевых, куда входят, скажем, стихей Григорьева и стихей Нозавы. Ну а тот вид, что на днях появился в продаже сразу на нескольких рынках, называется люмпен стреловидный. На вкус люмпен вполне хорош, только вот брать его голыми руками надо аккуратно: колючими лучами спинного плавника и шипами обоих брюшных можно пораниться.
- На ценниках-то нередко пишут неправильные названия, - усмехается Александр Вдовин. – Я сам недавно видел на базаре саргана, поименованного как “рыба-игла”. К слову, экземпляры были крупные, чуть ли не метровые. Настоящая же рыба-игла, если вы не знаете, размером с карандаш. А тот якобы сарган с короткой верхней челюстью – о нем тоже спрашивают читатели “В”, - имеет название японский полурыл.
Полурыл заходит в воды южного Приморья только летом, а обычно живет и размножается у берегов Японии и Кореи. Рыба эта довольно вкусная. Она невелика – около 30 сантиметров. Когда за полурылом гонятся хищники размером куда больше, бедняга почти целиком выскакивает на поверхность. В воде остается только нижняя часть хвостового плавника. Действуя им, японский полурыл стремительно скользит по волнам. Кстати, его родня – тропические полурылы могут над волнами и вовсе планировать.
Над водой можно увидеть и длинномордого саргана, но он, завзятый хищник, выпрыгивает именно в погоне за добычей. Обычно плавающий подобно змее, волнообразно изгибаясь, сарган способен молниеносно выскакивать из воды и совершать немаленькие прыжки. Только представьте себе, как в тропиках скачет над волнами почти двухметровый крокодиловый сарган!
Наш, дальневосточный сарган не бывает больше 90 сантиметров. Он живет в морях, омывающих берега северного Китая, Кореи и Японии, а к южному Приморью подходит, как и полурыл, лишь в летние месяцы, когда вода у нас теплеет.
Те, кто распробовал эту рыбу еще в прошлом году, считают саргана очень вкусным. А на зеленую окраску костей и голубоватый цвет “мяса” можно не обращать внимания – примерно так же, как и на странную прозрачность рыбы-лапши.
- Одна из 12 видов рыб семейства саланксовых, - говорит о ней заведующий лабораторией прибрежного рыболовства, - бесцветная, с темными вкраплениями на брюшке, жаберных крышках и плавниках. Рыбу-лапшу хорошо знают аквариумисты и китайцы. Первые давным-давно освоили ее содержание в аквариумах, а вторые с удовольствием употребляют в пищу. Лично я готовлю рыбу-лапшу нечищенной, - делится опытом Александр Николаевич, - мою, бросаю на раскаленную сковородку с постным маслом, а когда обжарится, заливаю яйцом.
Добавим, что на оптовых рынках Китая килограмм рыбы-лапши ценится дешево – в 8 юаней (для сравнения: окунь – 22 юаня, морской окунь – 38, осетр – 54 юаня). Переведя юани в наши деньги, получаем 32 рубля. А на базарных лотках Владивостока рыба-лапша продается по 20 рублей за кило! Почему бы не купить? Тем паче – и чистить ее не надо.
Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН, «Владивосток»