Настройщица Генриэтта
…Латушкина вдруг вспомнила, что дома нет хлеба, и остановилась у ларька. Какая-то женщина впереди отчаянно долго пересчитывала мелочь. Не хватало! «Когда я положила ей на ладонь 50-рублевую купюру, - расскажет чуть позже Генриэтта Николаевна, - она опешила, а потом разрыдалась. И я плакала вместе с ней…»
…Латушкина вдруг вспомнила, что дома нет хлеба, и остановилась у ларька. Какая-то женщина впереди отчаянно долго пересчитывала мелочь. Не хватало! «Когда я положила ей на ладонь 50-рублевую купюру, - расскажет чуть позже Генриэтта Николаевна, - она опешила, а потом разрыдалась. И я плакала вместе с ней…»
Это была не милостыня, нет! Латушкина инстинктивно протянула руку помощи. Такое в ее жизни случается постоянно. Среди тех, кого она поддерживает, - дети-сироты, инвалиды, работники культуры… Зачастую это люди, отброшенные на обочину жизни.
Судьба Генриэтты Николаевны сложилась более удачно. У нее два магазина и ателье в центре Владивостока, 40 наемных работников, свой дом на Океанской. Какое ей вообще дело до нищих и убогих, к чему рвать сердце чужими проблемами? Тем более что люди, известно, сами творят свою судьбу. Трудолюбивые и сильные пробиваются наверх. Слабаки и лодыри оседают на дне жизни. Кого винить?
«Но в чем вина той женщины! – восклицает Латушкина. – Просто она оказалась не готова к такой жизни. А я была подготовлена».
Генриэтту Николаевну называют пионером частного бизнеса во Владивостоке. Свое дело она открыла здесь ровно 15 лет назад, еще до того, как появился закон, разрешающий гражданам Страны Советов создавать кооперативы.
Между прочим, к тому времени Генриэтта Николаевна уже имела богатый опыт, как теперь говорят, незаконной предпринимательской деятельности. Трудясь с 1959 года настройщиком пианино, она активно подрабатывала «на стороне». А спрос на нее был: Латушкина считалась лучшей в своем деле. Ее трудовые заслуги даже орденом отмечены - «Знак Почета». Были, впрочем, и другие знаки высокого отличия – например, прием в ряды КПСС, избрание председателем комитета народного контроля объединения, выдвижение заседателем в районный суд… Энергии и трудолюбия Латушкиной хватало на все!
«Как потопаешь, так и полопаешь, - говорит Генриэтта Николаевна. – Уже в пять утра я была на ногах. Вкалывала на 4-5 работах, успевая тащить общественные нагрузки. А еще надо было домашнее хозяйство вести, огородом заниматься. Посмотрите на мои руки! Я и сегодня сама засаживаю свой участок картошкой, хотя могу все купить… Меня родители приучили работать, а не устраиваться».
Примером трудолюбия для нее всегда был отец. Николай Игнатьевич Кирпа, имея среднетехническое образование, стал управляющим трестом «Дальшахтострой», заслуженным строителем России.
«Отцу сегодня 91 год, он живет вместе со мной, - рассказывает Латушкина. – Я считаю его настоящим предпринимателем, что называется, от бога. Такими же были его родители, которых раскулачили в 30-х…»
Так что предприимчивость этой женщины выросла не на пустыре. Забегая вперед, скажем, что и дети самой Генриэтты Николаевны проявляют способности в бизнесе. Дочь Юлианна успешно развивает собственное дело. Она тоже «тканевичка», конкурирует с мамой. И сын Константин когда-нибудь пойдет на «вольные хлеба».
…Переломным для Генриэтты Николаевны стал 1985 год, когда ее выгнали с работы… за настройку чужого пианино во внеурочное время. Кто-то из своих стукнул, вдохновленный завистью и светлыми идеями перестройки. Возмущенные товарищи по партии тогда же постановили исключить Латушкину из КПСС, но оказалось, что с орденоносцами так сурово нельзя обходиться, и ей дали «строгача» с занесением в личное дело.
Правда, где-то через полгода Генриэтта Николаевна добилась по суду восстановления на работе и «партийной реабилитации», но уже не смогла жить, как прежде. Отныне она будет «настраивать» свое собственное дело.
Начинала с кооператива по ремонту музыкальных инструментов, а когда спрос на эту услугу упал до минимума, решила организовать швейное производство. Следом логично подтянулся текстильный бизнес: надо же было из чего-то шить!
- Не жалеете, что сделали такой выбор? – спрашиваю Генриэтту Николаевну. Мы сидим в ее офисе на ул. Суханова, 5, где располагается популярный среди шьющей общественности Приморья магазин-салон «Мастер». Здесь изобилие одежных тканей и швейной фурнитуры со всего мира. В соседнем здании – модное ателье индпошива с тем же названием. Рядышком - магазин портьерных и обивочных тканей, который открылся только что, 3 июня. Это все хозяйство предпринимателя без образования юридического лица Латушкиной Г. Н.
Генриэтта Николаевна держит паузу. Наконец говорит:
- Теперь бы подумала! Очень сложно у нас быть предпринимателем. Расчет только на свои силы. От местных властей ведь никакой помощи. Разве что Черепков, будучи мэром, посодействовал однажды. Тут по соседству пустовало помещение, которое когда-то занимали братья Ларионовы. Да-да, те самые, из банды, которых убили… Я через арбитражный суд добилась, чтобы взять его в аренду. Теперь там склад текстиля и фурнитуры. Другое помещение на Суханова, 3 также очень долго пустовало. И человека, за кем оно числилось, тоже убили. Представляете, одна из городских газет написала, что будто бы это я, Латушкина, была заказчицей! Извинялись потом, публиковали опровержение. Вот в каких условиях работать приходится! А посмотрите, сколько у меня папок с документами! Это для налоговых и прочих структур. Получается, у частного предпринимателя всякой бюрократии больше, чем на «Дальзаводе». Тут не каждый выдержит.
- А кому проще вести бизнес: мужчинам или женщинам?
- Женщинам, конечно. Они по своей природе предприимчивее. Быстрее соображают. Да они бы перевернули государство, если бы всюду стояли!
Первая опора для Генриэтты Николаевны - семья. Дочка, сын, зять, невестка с головой окунулись в семейный бизнес. Правда, довольно долго ворчали: дескать, когда же начнем пожинать плоды? Однако мама была непреклонной: все заработанное нужно вкладывать, вкладывать в развитие, а не проедать! Лишь через десять лет смогли купить дочери квартиру, начали строить загородный дом.
Но самое, быть может, главное, что заработала Латушкина, – это имя в бизнесе. Сегодня она вхожа практически на все текстильные предприятия России, хорошо знают ее в Южной Корее, Турции, Арабских Эмиратах, Китае... Прямые связи с производителями позволяют держать доступные многим цены на ткани и фурнитуру. Соответственно и пошив на заказ в латушкинском ателье обходится дешевле, благо, что мастерство тамошних портних на уровне салонов мод. А потому желающих заказать платье или костюм «от ателье «Мастер» очень много. Генриэтта Николаевна, кстати, собирается расширять швейное производство и приглашает к себе опытных, старательных портних, обещая им помощь в поиске жилья.
О своем коллективе она говорит только в восторженных тонах: он и дружный, и трудолюбивый! Праздники, дни рождения – общие. Вот и 15-летие предприятия будут справлять все вместе в загородном доме Латушкиных. Даже хор для этого организовали.
На торжестве ожидается под сотню гостей. Среди самых почетных – ансамбль скрипачей Ваймана, у которого с Латушкиной давняя и теплая дружба. Ее предприятие обеспечивает музыкантов концертными костюмами. Бесплатно.
Генриэтта Николаевна любит послушать живую музыку, хотя сама не играет. И настройкой пианино больше не занимается. В 65 лет у нее другие увлечения. Собирает, к примеру, сведения об истории своего рода, восстанавливая генеалогическое древо. Любит в свободное время повозиться на приусадебном участке: огород, садик, цветник – все на ней. «У меня ни одной лишней травинки на 20 сотках!» - гордится Латушкина.
«Хочу быть такой же, как вы, Генриэтта Николаевна! Что нужно сделать?» - спросила ее как-то начинающая предпринимательница. «Работать, - ответила Латушкина. – Очень много работать!».
Рецепт проверенный.
Автор: Сергей АКУЛИЧ, «Владивосток»