Герберт Уэллс и торжество политкорректности
Фантастический фильм «Машина времени», снятый по мотивам одноименного романа Герберта Уэллса, экранизировал его правнук Саймон Уэллс. Правда, те, кто ждал от потомка трепетного отношения к творчеству пращура, “могут откусить”, как писал Макс Фрай. Классическое произведение основательно переработано. Собственно говоря, от романа, написанного джентльменом из старой-старой Англии, осталось только заглавное средство передвижения.
Минусы
В очередной раз мы лицезрели превосходство формы над содержанием, современных кинотехнологий над литературной основой. Фильм можно смотреть, можно даже получить удовольствие, но ревнителям классической фантастики я бы его не рекомендовала.
***
У Герберта Уэллса все начинается в Лондоне, а в этом фильме - в Нью-Йорке. Главный герой здесь соответственно - профессор Колумбийского университета. Но наиболее обескураживает некоторое подобие романтических отношений, которые завязываются у Путешественника с одной из элоев (это все равно что влюбиться в рептилию из «Парка юрского периода» - ведь они уже как бы и не люди).
***
Роман Уэллса выжимался и искажался до состояния, приемлемого для среднестатистического зрителя. Если «Машина времени» Уэллса - это именно социальный роман о двух полярных расах (элои – оторванная от жизни аристократия, выродившееся племя порхающих по жизни, морлоки – потомки загнанных в шахты, под землю рабочих, шахтеров, ненавидящие первых по определению), то фильм, снятый его правнуком, это не более чем экшн по мотивам книги. Верхом абсурда и политкорректности стали элои - мускулистые мулаты (в книге – безусловно белые и крайне хрупкие существа).
Плюсы
Главный и самый запоминающийся герой фильма - собственно машина времени. Кинематограф создал много хроноприборов: от переделанной автомашины из бессмертного «Назад в будущее» до отечественных разработок - многорычаговой машины Шурика из «Иван Васильевич меняет профессию» или гибрида калькулятора и напольных весов в «Гостье из будущего». Но эта - действительно Машина Времени, выглядящая и работающая как настоящая. Соответственно лучшие сцены фильма - моменты работы Машины. Видеть и ощущать, как само Время убыстряет бег, как меняется мир со скоростью «одна минута - одно столетие», не только самое удивительное, что можно увидеть в этом фильме, но и самая лучшая реализация процесса путешествия во времени, какую можно увидеть в кино. Недаром на спецэффекты затрачено 122 миллиона долларов. конструкция, состоявшая из трех тонн алюминия и поликарбоната, но выглядевшая как латунь и стекло, была одновременно красивой и внушающей страх.
***
Фильм «Машина времени» стал дебютом Саймона Уэллса в большом кино. Раньше его больше интересовал мир анимации - он был автором мультфильмов «Американский хвост» и «Принц Египта». Мастерство художника помогло Саймону в работе над фильмом - каждый кадр «Машины времени» придуман и блестяще стилизован под соответствующую эпоху. Особенно удались Уэллсу сцены, относящиеся к концу XIX века, - такой красивой картинки давно не было даже в исторических фильмах.
***
Идеи, вдохновлявшие Уэллса (путешествие во времени, достижение полной невидимости человека, вивисекция и мутанты), живы до сих пор. Вряд ли можно усомниться в их актуальности, хотя все они находятся в плоскости научной фантастики, и неизвестно, будут ли когда-либо воплощены в жизнь.
Факты
Путешествия во времени невозможны пока даже теоретически. Никем до сих пор не опровергнутый постулат причинности объясняет эту невозможность примерно так: любое действие, совершенное в прошлом или будущем, способно кардинально поменять настоящее, в связи с чем становится невозможным предыдущее действие (то есть путешествие). Проще понять это на примере. Вы изобрели машину времени, вернулись в начало прошлого века и убили Гитлера во младенчестве. Он не успел развязать вторую мировую войну. Юноша, в которого была влюблена ваша бабушка, не погиб на фронте, и они поженились. Ваш дедушка остался не у дел. Ваш отец не родился. Вы – тоже. Гитлера убивать некому. Он начал войну… И так далее по кругу (смотри рассказ Айзека Азимова “И грянул гром…”).
***
Первоначально фильм планировали выпустить на экраны в декабре 2001-го. Но премьера была отложена до марта 2002-го из-за сцены метеоритного дождя, обрушивающегося на Нью-Йорк - она, мол, лишний раз напомнит о трагедии в торговом центре...
***
К работе над «Машиной времени» Саймон Уэллс приступил с редким энтузиазмом, однако ему пришлось оставить проект после того, как ему был поставлен диагноз «крайнее переутомление». Последние 18 дней съемок многострадального фильма команду возглавлял Гор Вербински.
***
Главный морлок - актер Джереми Айронс играл однажды самого Герберта Уэллса в фильме 1992 года «From Time to Time».
***
Глаза морлоков были искусственными, актер, находившийся внутри маски-муляжа, мог видеть исключительно благодаря крохотной камере, расположенной в носу и передающей черно-белое изображение окружающего мира. Одежда же чудовищ создавалась из пористой резины в зависимости от фактических размеров актера, после чего отдельные части костюмов обрабатывались в печах, а затем соединялись и скреплялись. Используя специальную краску на резиново-цементной основе, художники покрывали ею костюмы, а затем одну за другой «вживляли» пряди волос. Таким образом, готовый костюм морлока весил больше 12 килограммов, что создавало определенные трудности для его носителей.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»