Приморский бензин сдетонирует на передел
Июньское подорожание автомобильного топлива - лишь прелюдия к серьезному скачку цен, который ожидается в августе. Те, кто занимается непосредственно реализацией топлива на автозаправках, прогнозируют к концу лета рост стоимости одного литра высокооктанового бензина до 12,5 рубля, АИ-92 – до 11,5 и дизтоплива до 10 рублей.
Июньское подорожание автомобильного топлива - лишь прелюдия к серьезному скачку цен, который ожидается в августе. Те, кто занимается непосредственно реализацией топлива на автозаправках, прогнозируют к концу лета рост стоимости одного литра высокооктанового бензина до 12,5 рубля, АИ-92 – до 11,5 и дизтоплива до 10 рублей.
Связано это с увеличением экспорта нефтепродуктов. Крупным российским нефтеэкспортерам выгоднее продавать сырье и топливо за рубеж. На внутренний рынок поставки сокращаются. Значит, повышаются отпускные цены перерабатывающих заводов. В июне, например, многие приморские оптовые поставщики с трудом могли получать топливо с дальневосточных нефтеперегонных предприятий. Сейчас ситуация несколько улучшилась, и все стараются сделать запасы, чтобы выгодно сработать в ожидании очередного подорожания.
Крупные топливные операторы, представляющие интересы группы “Альянс”, “Роснефти” и “ЮКОСа”, пока демонстрируют показное спокойствие (у них задержек с поставками не бывает), хотя на всякий случай и не исключают очередное летнее повышение процентов на 10-15. На самом деле от них как раз и зависит во многом ситуация на приморском топливном рынке. Известно, что “Приморнефтепродукт” (группа “Альянс”), “Находканефтепродукт”(“Роснефть”) и контролируемые “ЮКОСом” предприятия вовсю в последнее время конкурируют и стремятся расширить свою розничную сбытовую сеть. Пытается вклиниться в борьбу на местном топливном рынке и “Лукойл”.
На практике передел проявляется просто. Например, “Приморнефтепродукт” за год подрос на 23 заправки. Ходят разговоры о планах “Роснефти” построить до сотни заправок вдоль трассы Владивосток - Хабаровск. Активизирует свою деятельность созданное в крае представительство “ЮКОСа”. Именно такого наступления сегодня опасаются десятки частных заправщиков, которые не смогут конкурировать с крупными операторами, входящими в одну корпорацию с заводами-поставщиками. Это значит, что со временем у нас в крае практически все заправки будут принадлежать трем-четырем компаниям, которые согласуют между собой цены на бензин и солярку. Поделив рынок, договориться и диктовать условия всегда легче.
Автор: Виктор ДРАГАВОЗ, «Владивосток»