Морской взгляд на вопросы объединения
Не буду вдаваться в детали своевременности постановки вопроса об объединении Владивостока с другими прилегающими территориальными подразделениями. По моему мнению, об этом давно уже следовало не только задуматься, но и решить этот вопрос людям, стоящим у руля Приморского края.
Не буду вдаваться в детали своевременности постановки вопроса об объединении Владивостока с другими прилегающими территориальными подразделениями. По моему мнению, об этом давно уже следовало не только задуматься, но и решить этот вопрос людям, стоящим у руля Приморского края.
Только проблему объединения прилегающих к Владивостоку территорий следует рассматривать с другой точки зрения. Владивосток с самого дня своего рождения был основан как город-порт. И доносящиеся из прошлого проблемы и споры о том, где ему быть - на берегу бухты Золотой Рог или в каком-то другом месте залива Петра Великого, затрагивали только проблему расположения военной базы Тихоокеанского флота, но отнюдь не морского коммерческого порта. Естественно, в те далекие времена принимать решение о базировании военно-морского флота почти на границе с другой державой, в водах бухты, которая подверглась бы первому же удару сухопутных подразделений противника при возникновении военных действий, было неблагоразумно. Выбор пал на бухту Золотой Рог. Вместе с тем уже тогда умные и практичные головы понимали, что будущее этих мест - это будущее прекрасного коммерческого порта. Покопайтесь в публикациях дебатов по этой теме тех дней, и вам все станет понятно. Другое дело, что в те времена весь залив Петра Великого имел только один деревянный причал длиной в несколько десятков метров. Но его морская принадлежность и в то время, и в будущем ни у кого не вызывала сомнения. Недаром сподвижники губернатора, только увидев наши берега, воскликнули: «Весь берег… оказывается изрезанным таким множеством самых отличнейших бухт и гаваней, что едва ли можно найти другой берег в мире, где на таком малом пространстве прекраснейшие гавани следовали одна за другою в таком количестве, что трудно выбрать и определить, которая из них лучше. Какая великолепнейшая будущность таится в связи с великолепнейшими гаванями мира, способными развить сильное торговое движение!…» Гавани они увидели в первую очередь в этих местах. Прекрасные гавани! Гавани, без которых говорить о судоходстве просто неприлично. Без которых и не используя в полной мере которые предки здесь бы и не поселились. Или где-нибудь в районе Тумангана поставили бы пограничный столб и пограничную заставу приказали бы оборудовать всем известному прапорщику Комарову и этим ограничились бы.
Но вот со временем развили и кое-как обустроили оборудование этих гаваней. Хотя и далеко не всех. Для творческого и разумного морского хозяйственника дел хватит на сто лет вперед. При существовавшем ранее строе все уже втянувшиеся в процесс морского судоходства гавани работали по единому заведенному порядку. Но уже в последние десятилетия, по мере роста численности морских судов, стали проявляться неприемлемые для нормального развития судоходства негативные тенденции. Чтобы, скажем, морскому судну перейти из порта Владивосток даже в порт Большой Камень или порт Славянка, которые видны из окошка властей и не только их, необходимо было столкнуться с ЧИНОВНИКОМ, и не единственным. Но это только подводная часть айсберга морских проблем в нашем морском завале. Но в те времена чиновники только попискивали, стоило им погрозить пальцем из тогдашнего «Белого дома», и они прятались в своих кабинетах, поджав хвосты. Другое дело сейчас! Им не указ никто. Для морского судна стало неразрешимой проблемой зачастую без «зеленых» перейти не только с одной стороны бухты на другую, но даже от одного причала на другой. Плати, плати и плати... И все работают… против судоходства под бронебойно-непробиваемым лозунгом, для несведущего в морских делах человека священным - БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ. Чтобы из Владивостока перейти в Славянку для постановки судна в ремонт, надо инспекциям многочисленным предъявляться. И конкурируют все они между собой по своим одним им известным правилам. Кому дам, а кому не дам. Как обычно для чиновника.
А кому это выгодно, чтобы на одной необширной акватории залива Петра Великого, которая по современным масштабам коммерческого судоходства по примеру зарубежных портов представляет собой место для одного, но благоустроенного, со множеством причалов, доков, прекрасного, природой наделенного множеством гаваней, бухт, заливов и заливчиков порта Большой Владивосток, буйствовали многочисленные морские и иные администрации, совершенно не вписывающиеся в современную мобильную и бурно развивающуюся морскую экономику АТР?
Из большого важного дела сделали «конкуренцию» подобно уличным палаточникам!
Вот если так ставить проблему, то и опросов населения не стоит делать. А следует скорее объединять эти прибрежные территории и акватории под одним экономически целесообразным лозунгом: Большой Морской Владивосток, с единой и управляемой системой благоприятствования морскому судоходству, а следовательно, и экономическому развитию населения, проживающего в наших морских краях. Артем-то и так уже де-факто один из районов города Владивостока, до которого, кстати говоря, легче добраться, чем до островов Русского или Попова, входящих уже давно в территорию города. Легче потому, что о морских проблемах думать наши власти не научились и решать их не умеют. Тут и говорить-то не о чем. Морским умом и видением проблем пора начинать жить нашим приморским властям.
Автор: Олег ВЛАДИМИРСКИЙ, капитан дальнего плавания, специально для «В»