Главное лекарство – врач
Вдумайтесь в такой факт: 82 процента женщин, заболевших раком молочной железы, довольно рано могли бы самостоятельно прощупать небольшую опухоль, но бороться за себя они начинают, только когда раковая опухоль сильно разрастается. Вообще, как отмечает Сергей Юдин, кандидат медицинских наук, главный врач Приморского краевого онкологического диспансера, с каждым годом в Приморье растет число запущенных онкологических больных. Именно эта проблема выходит в онкологии на первый план.
Вдумайтесь в такой факт: 82 процента женщин, заболевших раком молочной железы, довольно рано могли бы самостоятельно прощупать небольшую опухоль, но бороться за себя они начинают, только когда раковая опухоль сильно разрастается. Вообще, как отмечает Сергей Юдин, кандидат медицинских наук, главный врач Приморского краевого онкологического диспансера, с каждым годом в Приморье растет число запущенных онкологических больных. Именно эта проблема выходит в онкологии на первый план.
- Сергей Васильевич, готова вам поверить, но думаю, что большинству пойти к врачу мешает страх.
- Между прочим, в России от сердечно-сосудистых заболеваний умирают в четыре раза чаще. Бояться надо нездоровья. Когда поставят диагноз, страх не исчезнет, только к нему прибавится чувство безнадежности, фатальности.Сегодня в Европе живет более 10 миллионов человек, радикально пролеченных от рака. И живут они по 10 лет и больше. А почему? Потому что там к своему здоровью относятся более щепетильно, там фактор страха перед онкологическим заболеванием не является аргументом, чтобы не пойти на обследование, А у нас - предубеждения... Ведь и в нашей стране если выявить рак на ранних стадиях, то можно говорить о хороших результатах лечения у 90 процентов больных,
- Как складывается ситуация с онкологическими заболеваниями в Приморье по сравнению со всей Россией?
- Не «уже и не лучше. Всплеска заболеваемости нет, идет медленное стабильное увеличение. Ожидать улучшения ситуации сегодня невозможно, социальная, экономическая и экологическая ситуации в стране ведь не улучшаются.
- Какие органы рак чаще всего выбирает мишенью?
- У мужчин больше страдают легкие, желудок и кожа. У женщин - молочные железы (это проблема мирового масштаба), кожа и шейка матки. Кстати, в Англии, например, рак груди стоит на первом месте из-за хорошей диагностики. Только в 1990 году в этой стране открылось 100 маммологических центров. У нас такой один на весь край.
- Однажды случайно услышала слова пожилой женщины, и мороз пошел по коже: у нее рак, нужны деньги на операцию - 600 рублей, а заплатить нечем...
- Мои врачи сами готовы плакать от отчаяния, когда видят таких людей, но не мы в этом виноваты. На сегодня департамент здравоохранения края полностью финансирует закупку лекарств для онкологических больных. Операции для них тоже не стоят ничего, но когда речь идет о пожилых людях, очень часто требуется купить медикаменты сверх утвержденного списка, потому что в этом возрасте мною других заболеваний. Вообще нам всем нужно быть готовыми к тому, что через несколько лет медицина окончательно перейдет на систему соучастия (сооплаты) больных в своем лечении. Тогда люди наконец поймут прямую связь между своим материальным благополучием и здоровьем. Профилактика и лечение на ранних стадиях стоят гораздо дешевле.
- Сергей Васильевич, говорят, вас можно поздравить: в вашем диспансере появился уникальный аппарат...
- Линейный ускоритель "Меватрон". Таких аппаратов в России всего пять. Он применяется для лучевой терапии онкологических больных. Сегодня у нас на диспансерном учете состоит почти 22 тысячи больных. Не менее 70 процентов из них нуждаются в лучевой терапии, очередь на нее - минимум два месяца. Надеюсь, что с помощью 'Меватрона'' мы уменьшим эту очередь. Это очень важно, потому что время для онкологических больных значит много Есть у нас еще одна новость: с этого месяца в диспансере работает кабинет лечения хронического болевого синдрома. В Приморье в год умирает около 3,5 тысячи онкологических больных. Но умирают они не сразу. Человек проходит определенный путь через страдание к смерти, причем путь болезненный - в открывшемся у нас кабинете специально обученный врач консультирует больных, их родственников и терапевтов участковых поликлиник. Кстати, далеко не все терапевты знают, как нужно назначать противоболевую терапию. Допустим, опийную группу препаратов лучше назначать на последней стадии, а не при первых появлениях боли. Ведь если сегодня копоть онкологическому больному, к примеру, морфин, то через неделю он уже перестанет помогать, а вдруг человек сможет прожить еще год-два.Тема хронического болевого синдрома актуальна и для спинальных больных, больных с черепно-мозговой травмой.
- Знаю, что вы переезжаете в новое здание. Почему именно вашему диспансеру так повезло?
- По распоряжению губернатора нам передали трехэтажный корпус на Русской. 57а, в котором мы планируем разместить хирургическое и поликлиническое отделения. Там парковал зона, чистый воздух. Сейчас у нас в хирургическом отделении на Адм. Фокина есть маленькие палаты, где лежат по 12-15 человек, теперь мы уйдем от этой проблемы, как и от многих других. Так что, я думаю, повезло нашим больным. Без ложной скромности могу сказать, что такое внимание к диспансеру обусловлено еще и тем, что сегодня среди наших сотрудников три доктора наук и пять кандидатов. В Дальневосточном округе нет ни одного лечебного учреждения с таким кадровым потенциалом. Сейчас готовится распоряжение о создании на нашей базе филиала Томского научно-исследовательского института онкологии. Приятно, что мы получим возможность развиваться в научном плане.
- Сергей Васильевич, напоследок: что накануне праздника вы хотите пожелать коллегам?
- В первую очередь - терпения. Наши врачи несут сумасшедшую нагрузку, каждый пропускает через себя судьбы и боль тысяч людей. А еще, конечно, здоровья.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»