Золушка раскрепостилась

Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Улыбка», прописавшийся в детсаду «Ромашка» в селе Спасском, - классический островок педагогики итальянского врача и психолога Марии Монтессори, почитаемой во всем мире вот уже скоро век. В кустарщине энтузиастов метода из приморской глубинки никак не упрекнешь. Все необходимое для психического и физического развития малышей – современное и передовое. Оборудование приобретено благодаря поддержке Агентства США по международному развитию USAID. «Улыбка» завоевала два американских гранта, претендует на третий.

11 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1180 от 11 июнь 2002

 Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Улыбка», прописавшийся в детсаду «Ромашка» в селе Спасском, - классический островок педагогики итальянского врача и психолога Марии Монтессори, почитаемой во всем мире вот уже скоро век. В кустарщине энтузиастов метода из приморской глубинки никак не упрекнешь. Все необходимое для психического и физического развития малышей – современное и передовое. Оборудование приобретено благодаря поддержке Агентства США по международному развитию USAID. «Улыбка» завоевала два американских гранта, претендует на третий.

Мария Монтессори верила в богатый внутренний потенциал ребенка, его изначальное стремление к самосовершенствованию. «С рождения ребенок имеет некую силу внутри себя...… Мы должны уважать в нем законы творчества», - полагала она. Отсюда - такое внимание к тому, чтобы привить детворе культуру автономии.

…Инна, быстрее других малышей закончив обедать, вернулась в группу и даже не обратила внимания на гостей. Деловито выбрала деревянную мозаику и углубилась в ее загадочный мир. А на нас девчушка взглянула только после того, как мы попросили ее продемонстрировать свою… зону уединения. Инна разложила на полу коврик и уютно уселась на нем, продолжая заниматься делом. В группе у каждого есть свой коврик, который, как магический круг, помогает отгородиться от всех-всех, кому хочется погалдеть, повеселиться, побегать. К твоему гнездышку уже никто не подойдет, не будет препятствовать побыть наедине с собой, в самом себе. Такое вот правило игры, безоговорочно признаваемое детьми, а для взрослых это серьезный психологический закон.

- В группе создана среда, в которой ребенок развивается интеллектуально, приобретает практические навыки, - объясняет заведующая детским садом Ольга Захарцова. – Но дети работают на той волне, которая им удобна, а педагог ведет их только как координатор. Малышам предоставляется свобода выбора во всем: от материалов до продолжительности работы с ним. Взрослый – рядом, но он сам, а не наоборот, как чаще бывает, следует за ребенком, помогает ему «сделать все самому». Особенно важно это по отношению к детям, имеющим какой-либо дефект. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал свою непохожесть, страдал от того, что он не такой, как все. Малыши могут делать то, что им доступно, и так, как им удобно.

Центр «Улыбка» - единственное негосударственное учреждение для детей-инвалидов («с особыми нуждами» – так здесь говорят) в Спасском районе, где наряду с обучением проводится коррекция их здоровья. Группа – разновозрастная (здесь дети от трех до семи лет) и совсем небольшая, среди детишек есть инвалиды по слуху, зрению, некоторые пришли с отклонениями в поведении. Но нельзя брать больше двух человек с одной аномалией. Ведь дети – обезьянки, они копируют друг друга…... Второй год существует «Улыбка» и за это время проводила в «большой мир» восемь своих выпускников. Все они пошли в обычную школу, раскрепостились, стали общительными.

Малыш всегда учится, он всегда первооткрыватель. И имеет законное право на ошибку. Важно только, чтобы он увидел ошибку и понял, как ее можно исправить.

Наблюдаем за работой в группе. Переливая воду из кувшина, воспитатель будто бы нечаянно пролила воду на скатерть. Никаких «ой!», никакой трагедии, пролитое спокойно вытирается, и дальше все идет своим чередом. Ребенок видит реакцию взрослого и тоже не вздрагивает и не пугается, когда вдруг сделает что-то не так. Оплошность можно исправить! Ведь чаще ребенок делает что-то не так не из-за каприза, а потому, что у него не получается, или, быть может, из-за болезни. Воспитателя скорее насторожит другое - когда дело выполняется слишком гладко, без сучка и задоринки. Значит, был упущен момент, когда малыш его уже хорошо усвоил, а к чему механическое заучивание? Тут как ни в чем не бывало бьются стеклянные кувшины, рассыпается песок, что-то громко падает на пол. Ведь и дома ребенок может попасть впросак и, например, разбить стекло. Лучше, если он уже усвоил, как не пораниться, не причинить себе вред, и знает, как выйти из неприятной ситуации.

Сортировать крупу, оказывается, так интересно! Совсем маленькая девчушка, как Золушка, углубилась в свое занятие, и ей было невдомек, что сейчас она чему-то учится, а не просто играет. Горошинки, мелкая крупа, песок, мыло – здесь все в ходу, помогает развитию моторики руки, учит гигиеническим навыкам, самообслуживанию. А вот бусинки: одна, нанизанный десяток, несколько десятков. Наглядно видно, как из десятков получается сотня, да и рука это чувствует, когда перебирает бусинки. Не только визуально, но и на уровне осязания, запоминается также буква, нащупанная на шероховатой поверхности. Пальчиком буквы можно рисовать на рассыпанной манке, где ее легко подправить или быстро стереть совсем. Услышать слово, сделать его звуковой анализ помогает привлекающая внимание ребят звуковая коробочка. В рамках разных отраслей знаний материалы, которые изготовлены только из природных материалов, упорядочены по степени сложности.

Педагог «Улыбки» Марина Муратова прошла углубленный курс изучения педагогики Монтессори в Москве, Анна Рожкова училась в Томске. Но дети нисколько не ощущают «учености» своих наставников и тем более авторитарности. У них более ненавязчивая роль – партнера. Ребенок сам выбирает, чем заняться. Он может просто наблюдать за тем, что делают другие. Надоело в группе, идет в тренажерный зал. Малыши всегда в постоянном поиске, в движении.

Однако, занимая позицию наблюдателя, педагог чувствует, когда надо помочь малышу, что-то ему показать, чутко отслеживает, делают ли его подопечные успехи. В помощниках – старшие дети. Зачем опекать малыша самому, когда это может сделать его более «взрослый» и уже почти самостоятельный друг?

- Педагогика Монтессори способствует тому, что ребенок с его впитывающим мышлением быстро идет к самодостаточности, - подводит итог увиденному Ольга Захарцова. – Это не выравнивание, это выздоравливание. В конечном счете – путь к выздоравливанию общества.

Пока в «Ромашке» одна такая уникальная группа, но коллектив его искренне настроен на то, чтобы создать условия для перевода на педагогику Монтессори всего детского сада. На базе «Улыбки» создана общественная организация по работе с семьями, к ее деятельности подключились социологи, психологи. Сейчас работники детсада разрабатывают еще один грант - по предотвращению сиротства. Ведь семей, готовых вот-вот отречься от своих детей, пугающе много. Катастрофу можно не допустить, если вовремя вмешаться и помочь.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото),«Владивосток»