Модернизация образования. Участвует ли наш край в этом процессе?

Как и все происходящее в стране, Концепция модернизации образования несет на себе печать своего времени. Но нужно отметить, что впервые за последние десятилетия на государственном уровне принята всеобъемлющая программа развития образования, достаточно взвешенная и реалистичная. Этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития и воспитания подрастающего поколения. По многим проблемам он не содержит однозначных решений, а предполагает проведение социально-педагогических экспериментов, их оценку с позиций соответствия интересам личности, общества и государства. Пожалуй, самое главное, что Концепция пытается вернуть сферу образования под опеку государства.

11 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1180 от 11 июнь 2002

Как и все происходящее в стране, Концепция модернизации образования несет на себе печать своего времени. Но нужно отметить, что впервые за последние десятилетия на государственном уровне принята всеобъемлющая программа развития образования, достаточно взвешенная и реалистичная. Этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития и воспитания подрастающего поколения. По многим проблемам он не содержит однозначных решений, а предполагает проведение социально-педагогических экспериментов, их оценку с позиций соответствия интересам личности, общества и государства. Пожалуй, самое главное, что Концепция пытается вернуть сферу образования под опеку государства.

На наши вопросы отвечает руководитель департамента образования и науки администрации Приморского края Михаил Журавский.

- Михаил Анатольевич, пора обсуждения Концепции модернизации российского образования закончилась. Документ принят и утвержден. Можно ли уже сегодня сказать, какие реальные шаги сделаны для выполнения тех задач, которые стоят перед системой образования нашего края?

- Должен сказать, что Концепция модернизации – это новая философия образования, которая определяет его новые цели и новые ценности. Какие главные цели? Качество образования, его общедоступность и эффективность. Как их достичь? Считаю, что один из путей – это интеграция. У нее множество граней, и каждая из них открывает новые возможности. Интеграция высших учебных заведений и науки, интеграция учебных заведений всех уровней профессиональной подготовки – начального, среднего и высшего, создание сквозных программ, обеспечивающих непрерывное образование – от среднего полного до высшего, включая переподготовку кадров.

Если говорить о том, что уже конкретно сделано для решения этих задач, то следует отметить такие важные моменты. Подписано соглашение между администрацией края и министерством образования на софинансирование проектов от Приморского края, вошедших в федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». Подготовлена для рассмотрения в законодательном собрании Приморского края целевая программа «Интеграция науки и высшего образования Приморья на 2002-2006 годы». В ее разработке принимали участие коллективы практически всех отраслевых и академических научно-исследовательских институтов и вузов Приморья. По мнению авторов программы, главная ее цель – объединить усилия ведущих университетов и академических НИИ для повышения уровня подготовки специалистов и создания новых технологий.

Особого внимания заслуживает программа, недавно подписанная губернатором края и переданная на утверждение в краевой законодательный орган, - «Поддержка профессионального образования на 2002 - 2004 годы». Почти 50 миллионов рублей предусмотрено ею на эти цели. В программе не только обобщен опыт прошлых лет, отказываться от положительных наработок было бы неразумным, но и внесено достаточно много новых предложений, на наш взгляд, актуальных и своевременных.

Относительно этой программы хотелось бы сделать небольшой комментарий. На протяжении ряда лет в краевом бюджете предусматривались средства на ее реализацию, а появилась она только сейчас. Что это значит? Это значит, что средства налогоплательщиков, наши с вами деньги, расходовались в зависимости от желаний и капризов нескольких чиновников предыдущей краевой администрации.

С приходом в краевую администрацию Сергея Михайловича Дарькина ситуация изменилась. Внимательно изучив этот вопрос, он поручил мне в кратчайшие сроки подготовить соответствующую программу, так как губернатор занимает жесткую позицию: деньги краевого бюджета должны расходоваться гласно, на четко определенные, обоснованные и обязательно полезные для приморцев цели. А для этого необходим грамотно составленный документ (закон, программа, постановление). И все-таки он продолжал финансирование запланированных расходов на образование и в отсутствие документа. Этот случай, пожалуй, единственный, когда губернатор сделал исключение, потому что он прекрасно понимает: без качественного образования будущего у Приморья нет.

Мы провели несколько совещаний руководителей учебных заведений среднего и начального профессионального образования и убедились в том, что вариантов для сотрудничества много, есть взаимный интерес, есть определенный опыт работы, а существующие проблемы вполне решаемы. По итогам совещания созданы рабочие группы, которым поручено разработать систему многоуровневой подготовки кадров по нескольким направлениям. Например, для специалистов строительных и морских специальностей, для бытового обслуживания и сельского хозяйства, для судостроения и судоремонта. 10 учебных заведений включены в этот эксперимент.

Успешной реализации этого процесса будет способствовать наше участие в федеральной программе «Развитие единой образовательной информационной среды», которая предполагает разработку новых образовательных технологий, основанных на возможностях открытого образования. Краевой целевой программой, рассчитанной на 2002 - 2005 годы, на эти цели предусмотрено 176 миллионов 500 тысяч рублей. Развитие дистанционного образования обеспечит равные возможности на получение образования вне зависимости от места проживания. Программа позволит ежегодно пополнять школы компьютерами. В декабре прошлого года 265 сельских школ края уже получили 541 компьютер. Следующим этапом этой программы станет «Компьютеризация городских и поселковых школ». В марте этого года губернатор утвердил такую целевую программу. Она позволит приобрести 50 компьютерных классов. Это 550 компьютеров. Финансирование программы будет осуществляться и за счет федерального, и за счет краевого бюджетов.

Все школы будут обеспечены комплектами электронных учебников. Департамент образования и науки планирует ежегодное обучение на специальных курсах от 1,5 до 2 тысяч учителей и преподавателей ПТУ по использованию новых информационных технологий на уроках по разным учебным предметам.

- Компьютеры это хорошо, но есть школы, где парты давно устарели и пришли в негодность, не хватает классных досок.

- Эту ситуацию мы внимательно изучили, выполняя поручение губернатора края. Специалистами департамента был сделан полный анализ материально-технического состояния школ и разработан ряд программ по различным направлениям. Одна из них – «Школьная мебель». Действительно, в большинстве общеобразовательных учреждений требуется заменить до 70 процентов школьной мебели. Это и парты, и стулья, и классные доски. Губернатор утвердил общий объем финансирования этой программы на 2002 год в размере 15 миллионов рублей.

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования означает прежде всего обучение с использованием современного учебно-лабораторного оборудования. А и оно, надо сказать честно, устарело. С 1993 года край практически не снабжался учебно-наглядными пособиями и оборудованием для естественнонаучного цикла (биология, физика, химия), не было поставок функциональных кабинетов, физических приборов, химреактивов, муляжей. За эти годы пришла в негодность картографическая продукция. И эта проблема теперь будет решаться благодаря целевой программе «Учебно-наглядные пособия школе», которая также поддержана Сергеем Михайловичем Дарькиным. На ее реализацию в этом году выделено 14 миллионов рублей.

Примерно такая же сумма предусмотрена программой подготовки школ к учебному году. Ведь почти 35 процентов школ нуждаются в ремонте кровли, системы отопления и водоснабжения, пищеблоков. Более 36 миллионов рублей запланированы программой «Капитальный ремонт учреждений образования».

Мы никогда не сможем достичь современного качества образования, если не будем располагать условиями для укрепления здоровья школьников. В настоящее время материальная база для занятий физической культурой и спортом в школах практически никуда не годна. Краевой программой «Спортивный инвентарь школе» предусмотрено почти 16 миллионов рублей для решения этой проблемы. Надеемся, что реализация программы позволит не только полноценно проводить уроки физкультуры, но и организовать при школах работу спортивных секций. Уверен, тогда праздношатающихся подростков будет гораздо меньше. Они с удовольствием пойдут в спортзал, а не в подворотню, если у них будет выбор. Надо предоставить им такую возможность.

На мой взгляд, очень важно, что именно губернатор изменил порядок взаимодействия с органами местного самоуправления. Если прежняя власть низвела их до уровня потребителей-просителей, то Сергей Михайлович ведет с ними работу как с партнерами. Губернатор не вынуждает глав муниципальных образований бегать за ним и выпрашивать компьютеры, школьную мебель и т. д., он утвердил ряд программ в области образования, большинство из которых предусматривают механизм софинансирования, то есть на каждый рубль местного бюджета губернатор выделяет рубль краевого бюджета.

Помимо увеличения расходов на образование это позволит приморцам увидеть, заботится глава их района, города об образовании только на словах или на деле.

- В Концепции модернизации есть такой термин: «реструктуризация сельских школ». Что он означает?

- Мы должны максимально эффективно использовать финансовые ресурсы, выделяемые на образование. Обеспечить качественное образование на селе, обеспечить его доступность. Демографический спад, который мы сейчас испытываем ( за год число школьников в крае уменьшилось на 14,5 тысячи человек), на селе ощущается особенно остро. Есть школы, на содержание которых нужны огромные деньги, а учеников в них очень мало. Мы предлагаем создать базовые школы в сельской местности, обеспечив подвоз учащихся, а высвободившиеся ресурсы направить на оснащение этих базовых школ. Ни одна сельская школа не может быть закрыта, если не решен вопрос организации обучения и подвоза детей. Это и есть реструктуризация сельских школ. Без программы «Школьный автобус» провести ее будет невозможно. Действующий автобусный парк общеобразовательных учреждений не в состоянии охватить всех детей, кроме того, более 50 процентов школьных автобусов – очень старая техника. Для решения этого вопроса на 2002 год из краевого бюджета выделено 37 миллионов 665 тысяч рублей. Утвержденная губернатором программа гарантирует приобретение 91 автобуса. И эти автобусы будут приобретены.

Может возникнуть вопрос, почему программу «Школьный автобус» утвердил Сергей Михайлович, ведь она была принята в 2000 году. Да, в 2000 году по моей инициативе как депутата думы Приморского края была разработана и принята такая программа. Срок ее действия ограничивался двумя годами: 2000-м и 2001-м. Предыдущая администрация ее не выполнила. Начал ее финансировать только Сергей Михайлович Дарькин, но с завершением 2001 года программа прекратила свое действие, а реализовать в полном объеме за полгода программу, рассчитанную на два года, естественно, не удалось. Поэтому губернатор, понимая важность проблемы, своим распоряжением утвердил новую программу «Школьный автобус».

- Одна из главных задач профессионального образования – подготовка кадров для развития приоритетных направлений экономики региона, особенно для новых технологий. Так сказано в концепции. Реалии сегодняшнего дня говорят об определенном дисбалансе на рынке труда: одних специалистов переизбыток, других не хватает.

- Не секрет, что изменение структуры экономики в последнее десятилетие привело к разрушению государственной системы распределения выпускников. Объем и направление подготовки специалистов стали формироваться в большей степени в соответствии с запросами личности. Это и привело к дисбалансу на рынке труда. В итоге сегодня, к сожалению, никто четко не знает, кого, сколько и как должна готовить система профессионального образования. Число желающих получить высшее образование с каждым годом растет, а вот официальная статистика городских и районных центров занятости края говорит о том, что более 70 процентов имеющихся вакансий – это рабочие профессии. Поэтому большое внимание сегодня уделяется развитию и поддержке начального профессионального образования. Ведь этой системе предстоит не только пополнить кадровый потенциал количеством рабочих рук. Самое главное в настоящее время – отвечать современным требованиям работодателей. Вот почему одной из форм нашей работы стало установление социального партнерства между профессиональным образовательным учреждением, работодателями, органами по труду и занятости населения, общественными организациями.

Сейчас мы изучаем потребности в дипломированных специалистах высшего и среднего звена в городах и районах Приморья. Для координации действий, выработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в специалистах для края мы провели совместное совещание со специалистами комитета по труду и демографической политике администрации края, руководителями учебных заведений. Нами создана рабочая группа, которая обобщит опыт работы всех вузов и попытается определить потребность в подготовке специалистов на ближайшие 5 лет и на период до 2010 года с учетом демографической ситуации и потребности рынка труда.

Необходимое условие модернизации системы образования – формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. Губернатор считает, что для решения этой задачи необходима целевая подготовка педагогических кадров. И в департаменте уже есть проект постановления, в котором предложен механизм ее осуществления. Сегодня в крае не хватает более 800 учителей. Как привлечь молодых специалистов в школы, особенно сельские? Надеемся, что программа «Жилье для педагогических работников», уже утвержденная губернатором, станет определенным стимулом и для молодых, и для учителей со стажем.

Кроме того, мы предусматриваем целый комплекс мер, который должен обеспечить социальную поддержку педагогическим работникам. Это и введение надбавок молодым специалистам на первые три года, надбавки за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, закрепление нормативно-правовыми актами льгот в плате за жилье, коммунальные услуги в сельской местности, совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников. Без преувеличения, эти вопросы – на особом контроле у губернатора.

Большое внимание будет уделено повышению профессионализма педагогических кадров. В этой связи мы планируем реорганизацию системы повышения квалификации работников образования. Так, например, на базе ПИППКРО будет создано единое учреждение по переподготовке и повышению квалификации педагогических, инженерно-педагогических работников общеобразовательной школы, начального и среднего профессионального образования.

В рамках Концепции начата передача полномочий муниципальных образований администрации края по финансированию оплаты труда работников общеобразовательных школ, школ-комплексов, детских домов, школ-интернатов. На сегодня подписаны 18 соглашений. Это означает, что теперь за своевременность выплаты заработной платы учителям ответственность будет нести краевая администрация. Такое решение наш губернатор принял один из первых, сразу после сентябрьского Госсовета и пошел впереди решения на уровне федерации. В дальнейшем планируем перевести на краевой бюджет финансирование всего, что связано с обеспечением учебного процесса в школах, и придать всем школам статус государственных образовательных учреждений.

Сегодня впервые за многие годы в крае нет задолженности по заработной плате учителям. Кроме того, учителя вовремя получат отпускные. Согласно распоряжению губернатора края № 220 эта строка уже профинансирована. Деньги перечислены в муниципальные образования. Безусловно, этот факт можно расценивать по-разному. Одни скажут: почему элементарное выполнение закона возводится в ранг достижений? Да, так должно быть, но до сих пор так не было. И я думаю, нелишним будет напомнить, что ситуация изменилась только благодаря личному участию в решении этих вопросов Сергея Михайловича Дарькина.

- Во время поездки губернатора по краю ему немало было задано вопросов, связанных с финансовыми проблемами в системе образования. Так, например, в ряде районов была отменена 20-процентная надбавка к тарифной ставке педагогическим работникам, имеющим высшую квалификацию. Насколько это правомерно?

- Такая надбавка была введена постановлением администрации Приморского края от 13.09.94 года № 454 «О дополнительных мерах по социальной защите работников народного образования». Отменить данное постановление вправе только губернатор Приморского края либо суд. В настоящее время данное постановление губернатора края действует. Специалистами департамента проанализированы все вопросы, адресованные губернатору, и подготовленные ответы разосланы в районные газеты с просьбой опубликовать.

Считаю, что мы должны регулярно информировать население о том, что происходит сегодня в системе образования. Процесс модернизации затрагивает практически каждую семью в крае, поэтому и учителя, и родители, и ученики, и студенты имеют полное право знать обо всех возможных изменениях в системе образования, о том, как это может повлиять на их судьбу. Мы готовы сотрудничать со всеми средствами массовой информации. Мы установили в департаменте телефон обратной связи (22-08-17), кроме того, к нам поступают письма с просьбой дать ту или иную консультацию, и каждую субботу в эфире Учебного телевидения специалисты отвечают на вопросы, поступившие в течение недели. Готовим ответы для публикации в краевых и муниципальных изданиях, если вопрос не публичного характера – ответ направляется в адрес обратившегося в письменной форме.

Радует то, что это не только жалобы, замечания, но и конкретные предложения. Я думаю, что только тогда, когда педагоги, родители, представители исполнительной власти ведут конструктивный диалог, не пытаются свалить свои проблемы на кого-то, не демонстрируют обиды, а вместе ищут пути решения проблем, есть надежда, что они будут найдены.

- Недавно состоялось первое заседание коллегии департамента образования и науки. Она, видимо, тоже призвана объединять работников сферы образования?

- Верно. Совещательный орган при нашем департаменте создан в соответствии с постановлением губернатора края для рассмотрения и вынесения объективных решений по ключевым проблемам организации и развития системы образования, науки, молодежной политики. И наше первое заседание показало, что такой орган сегодня просто необходим.

Одним из вопросов, который был обсужден нами накануне межведомственной комиссии, - это организация летнего отдыха детей. В общей сложности более 30 организаций ответственны за то, как будут организованы каникулы для школьников, но мы, департамент образования, конечно, ощущаем на себе больший груз ответственности. Почти 70 процентов подростков смогут отдохнуть в этом году в оздоровительных, пришкольных и трудовых лагерях. Появятся десятки новых профильных и палаточных лагерей. Понятно, что без дополнительных финансовых средств это вряд ли стало бы возможным. В этом году распоряжением губернатора на летнюю оздоровительную кампанию выделено 25 миллионов рублей. Это на 10 миллионов больше, чем в прошлом году.

- На коллегии, я знаю, прозвучало предложение о создании краевого Фонда развития образования.

- Да, и члены коллегии согласились с ним. Основной целью Фонда будет участие в формировании и осуществлении региональной политики в области образования. С помощью Фонда мы рассчитываем, что сможем в большей степени оказывать материальную и финансовую поддержку учебным заведениям, педагогическим работникам, образовательным программам, одаренным детям и молодежи. А значит, и реализация концепции модернизации российского образования у нас в крае будет более успешной.

13-14 июня во Владивостоке состоится научно-практическая конференция как раз на тему, которую мы сегодня с вами обсуждаем: «Модернизация образования: принципиальные подходы, практические меры, первые результаты». Предполагается, что в ней примут участие все заинтересованные структуры Дальневосточного федерального округа. Решение правления Российского союза ректоров провести такую конференцию во Владивостоке, безусловно, накладывает на нас большую ответственность, но я уверен, что нам уже сегодня есть что сказать, показать. У нас есть свой положительный опыт работы, и мы можем им поделиться.

Автор: Ирина ЛУКЬЯНЧУК