Судовладельцам берегов не видно, а морякам от этого обидно

Способов обмана моряков - десятки. С кого-то “черные” круинговые компании берут по 100-200 долларов за трудоустройство и оставляют ни с чем, других кидают гораздо круче: по кабальному контракту выплачивают 50 процентов зарплаты, обещая остальное по окончании рейса, но не отдают больше ни копейки. В худшем варианте – компания просто “забывает” экипаж в каком-нибудь порту, и моряки продают все что можно, чтобы наскрести денег на еду и билеты домой. Как не попасть в число обманутых, расскажет очень нужная книга Евгения Князева “Твои права, моряк”. Евгений Львович сам более 10 лет проработал на судах Дальневосточного морского пароходства и управления “Востоктрансфлот”, поэтому ему не понаслышке известна эта острая тема.

11 июнь 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1180 от 11 июнь 2002

Способов обмана моряков - десятки. С кого-то “черные” круинговые компании берут по 100-200 долларов за трудоустройство и оставляют ни с чем, других кидают гораздо круче: по кабальному контракту выплачивают 50 процентов зарплаты, обещая остальное по окончании рейса, но не отдают больше ни копейки. В худшем варианте – компания просто “забывает” экипаж в каком-нибудь порту, и моряки продают все что можно, чтобы наскрести денег на еду и билеты домой. Как не попасть в число обманутых, расскажет очень нужная книга Евгения Князева “Твои права, моряк”. Евгений Львович сам более 10 лет проработал на судах Дальневосточного морского пароходства и управления “Востоктрансфлот”, поэтому ему не понаслышке известна эта острая тема.

Пока выпущены несколько сигнальных экземпляров правового справочника. Он рискует стать своего рода бестселлером: к книге уже проявили интерес моряки Камчатки, Сахалина и Новороссийска.

- Судовладелец может запугать любого члена экипажа увольнением, списанием с судна, тем самым заставит подписать липовый контракт и не оспаривать его условия, - рассказывает Евгений Князев. - И люди мирятся, потому что боятся потерять даже такую работу. Многие просто не знают своих прав и не умеют их отстаивать. Недавно моряк с 20-летним стажем спросил меня: зачем нужно заключать контракт с работодателем? При этом в последнем рейсе ему недоплатили 30 процентов зарплаты.…

- В вашем справочнике одна из глав как раз посвящена правильному составлению контракта. На что тут нужно обратить внимание?

- В контракте обязательно прописывается порядок расчетов, начисления сверхурочных. За содержание на судне моряк не должен платить ничего, эти расходы несет компания. В контракте обязательно указывается срок его действия. Если в договоре есть ссылка на должностные обязанности моряка, то к договору должна прилагаться должностная инструкция. Прописывается, что расходы до места найма судна и обратно оплачиваются компанией, а не моряком. Контракт должен обеспечивать социальные гарантии: оплату медицинских расходов, компенсацию в случае потери трудоспособности, предусматривать страховку в случае смерти или инвалидности.

Очень важно знать, что по международным правилам контракт должен подписать сотрудник компании-нанимателя, а не капитан судна. Порой выясняется, что лицо, подписавшее контракт, не имело на это полномочий. В таком случае доказать нарушения контракта невозможно.

Вообще капитан является представителем судовладельца и защищает его интересы – об этом надо помнить всем.

И еще: моряк обязательно должен иметь на руках копию контракта.

- Как морякам не попасться в сети “черных” круинговых компаний?

- Первым делом нужно навести справки о компании, выяснить, сколько она работает, кто ее руководитель, взглянуть на лицензию. Отказываются дать информацию – разворачивайтесь и уходите. Если компания активно размещает объявления о наборе экипажа, можете быть уверены практически на сто процентов, что это “черный” вербовщик. Нормальные компании не дают объявления о найме, у них есть свои базы данных. На сегодня во Владивостоке около 50 зарегистрированных круинговых компаний, имеющих лицензию, из них не более 10 процентов зарекомендовали себя с положительной стороны. Опасным признаком для моряка является требование о предоплате. Обычно в лицензированной круинговой компании либо вообще не берут денег с моряка (расходы за поиск кадров несет работодатель), либо вычитают определенную сумму из зарплаты уже после того, как человек получил работу.

- Насколько я поняла, пролистав вашу книгу, самый верный способ защитить себя – вступить в профсоюз моряков. Но судовладельцы с неохотой берут на работу членов профсоюза.

- Так и не нужно им сообщать об этом. Все-таки наиболее защищены члены ITF. В случае конфликта после захода в любой порт мира моряк может обратиться к инспектору ITF. Инспектор начнет процесс, арестует судно, может заставить судовладельца выплатить моряку зарплату и за свой счет отправить его домой. Между прочим, иностранные судовладельцы высоко ценят квалификацию российских моряков, поэтому проблем с трудоустройством на другое судно наверняка не будет.

От себя добавим: пожалуй, наиболее ценными для моряков в этой книге будут сотни адресов и телефонов морских профсоюзов и инспекторов ITF в разных странах мира.