Жесткий расчет
С приходом очередных платежек людей начинает трясти: откуда ни возьмись вылезают огромные долги, “радует” глаз пеня (причем она то появляется, то исчезает), да и суммы платежей месяц от месяца медленно, но верно растут. Бардак полный, и сколько правды ни ищи, все равно будешь в убытке. Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию с начислением платежей, мы обратились к Виталию Диженину, начальнику вычислительного центра ООО “Программы учета”. Именно этот центр занимается обработкой данных и выпуском квитанций.
С приходом очередных платежек людей начинает трясти: откуда ни возьмись вылезают огромные долги, “радует” глаз пеня (причем она то появляется, то исчезает), да и суммы платежей месяц от месяца медленно, но верно растут. Бардак полный, и сколько правды ни ищи, все равно будешь в убытке. Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию с начислением платежей, мы обратились к Виталию Диженину, начальнику вычислительного центра ООО “Программы учета”. Именно этот центр занимается обработкой данных и выпуском квитанций.
- Виталий Николаевич, что происходит у вас в хозяйстве? За март большинство жителей получили квитанции с долгами с 1997 года, а следующие жировки пришли чистыми.
- Мы предполагали, что с 1997 года большинство горожан выверило долги, но когда напечатали квитанции, выяснилось, что не охваченных проверками людей все-таки очень много. Теперь в течение года будем рассылать приглашения, назначать определенный день и время, чтобы люди могли спокойно без очередей выверить долги. В этом году пункты вычислительного центра появились на Гамарника, 3, на Олега Кошевого, 7, на Светланской, 115. Они связаны в единую компьютерную систему. Можно зайти в любой пункт, независимо от места прописки. После сверки мы будем подписывать с каждым жильцом акт (он так и называется – “акт сверки”). Все квитанции, которые были на руках, после можно не хранить, никто претензий по ним не предъявит.
Кстати, администрация Владивостока пошла нам навстречу, и пеня на долг начисляться не будет.
- Можно ли считать “приглашением” на сверку платежку с угрозой судебного разбирательства и скорого отключения?
- Мы такие квитанции не рассылали. Наш центр предоставляет данные по задолженности, а взимание долгов – это работа администрации города или “Дальэнерго”.
- Почему вы учитываете долги с 1997 года, когда срок исковой давности в нашей стране – три года?
- Ну и что. Это всего лишь означает, что суд может отклонить наш иск, а может его принять. Закон не обязывает нас списать долги. На каком основании? Какие у нас странные граждане! Когда выгодно, вспоминают о законе, при этом считается, что не платить за оказанные услуги – это норма. Я понимаю, что вопрос очень болезненный. Мы видим, как людям тяжело отдавать большие суммы по квитанциям. С другой стороны, тресты и ЖЭУ тоже живут бедно.
- Наверняка для вас не секрет, что многие твердо убеждены: в квитанциях – сплошной обман. Я, кажется, всегда вовремя вносила по платежкам, в итоге все равно осталась должна. Ну как у вас это получается?!
- Когда обрабатываешь 200 тысяч квитанций, в 1000 может закрасться ошибка. Хоть в процентном отношении это немного, но я понимаю, каково это для людей. Мы, естественно, будем совершенствовать систему начислений. Уже два месяца ничего не меняли в форме квитанций и дальше менять не собираемся.
Вообще ошибки работников расчетного центра – это капля в море. Нам досталось очень тяжелое наследство. Вспомните 1997-1998 годы, когда политики вмешивались в учет платежей. В результате неразберихи, созданной верхами, жильцы не знали, куда платить. С января 1997 года по соответствующему распоряжению главы администрации Владивостока плата за коммунальные услуги должна была производиться по квитанциям нашего расчетного центра, а люди продолжали платить по квитанциям ЖЭУ. Более того, даже в 1999 году во Фрунзенском районе жители все так и платили. ЖЭУ практически всех районов Владивостока, кроме Советского, не передали нам данные по платежам за 1997 год. А раз так, то мы считаем, что квитанции не оплачены.
- Как всегда: у чиновников неразбериха, а люди страдают…
- Вопрос решается просто: нужно прийти в ЖЭУ и взять справку, подтверждающую, что вы платили. Повторяю, нужна именно справка. Квитанциям мы не поверим, увы, часто их подделывают.
Но я хотел бы вернуться к вопросу о неожиданно появившихся долгах. Еще одна причина: люди самостоятельно делали перерасчет в своих платежках. К примеру, не было воды две недели. Человек получал квитанцию с полной суммой и сам вычеркивал этот срок из платежа. Правильно поступал? Нет, потому что акты от ЖЭУ зачастую приходят в вычислительный центр с опозданием. И мы уже в следующем месяце сами уменьшали сумму платежа. В итоге получалось, что человек платил меньше дважды. Мы имеем право делать перерасчеты только на основании соответствующих актов. Не заверенные актами уменьшения или недостатки не принимаются в расчет. Кстати, ремонт сети и опрессовка, во время которых отключают воду, не являются причиной для уменьшения платежа. Считается, что вода подавалась в дом. В общем, я понимаю, что работа по возвращению долгов будет трудной для всех нас, но рассчитаться населению придется.
- Некоторые люди признаются, что они не платят, а долги уменьшаются сами по себе.
- Мы продолжаем обрабатывать акты ЖЭУ, которые до сих пор поступают в центр, вплоть с 1999 года. Небольшое уменьшение долгов произошло и после перерасчета тарифов. Но это вовсе не значит, что мы сами их уменьшили. Еще раз повторяю, долги не будут списаны.
- Одна наша читательница – пенсионерка – жаловалась: лифт в доме не работает три года, она из квитанции плату вычеркивала, потом повис долг…
- Ну не вычислительный центр должен составлять акты, согласно которым происходит перерасчет! Контролируйте работников ЖЭУ и лифтового хозяйства сами.
- Виталий Николаевич, очень часто люди вычеркивают строчку “капитальный ремонт”…
- Вот вам одна из самых распространенных причин появления долга. Поступать так незаконно.
- Так вычеркивают, потому что ремонта не видят.
- Мы не можем отвечать за то, куда тратит эти деньги управление по ЖКХ.
- Однако считать вычеркнутую строчку долгом вы имеете право. Получается односторонняя ответственность.
- Еще раз повторяю, это вопрос не к нам. Я могу только сказать, что на самом деле средства от коммунальных платежей расходы на капитальный ремонт не покрывают. Вы не представляете, сколько стоит ремонт крыши! А человек заплатит 100 рублей и хочет завтра золотые перила в подъезде…...
- Знаю, что многие к тому же вычеркивают пеню.
- И совершенно напрасно. Уже доказано, что пеня законна. Пеня на пеню не начисляется, но на просрочку платежа – да. По текущим платежам нужно платить вовремя.
- Кстати, почему в квитанциях вы сразу не проставляете даты долгов?
- Редко бывает так, чтобы человек не заплатил за один месяц. Если через запятую перечислять все месяцы задолженности, это займет слишком много места. К тому же львиная доля населения имеет частичные долги, то есть, к примеру, было начислено 100 рублей, а оплачено 80 (остальные за что-то самостоятельно вычеркнуты). На сегодня людям главное ничего не вычеркивать и вовремя оплачивать текущие начисления. А если с долгом вы согласны, то его можно погашать частями. Зачеркиваете сумму и в строчке “к оплате” проставляете больше.
- Объясните сразу: летом нужно за тепло платить?
- В этом году плата за отопление в летние месяцы начисляться не будет. Кстати, неразбериха с оплатой этой строки опять же повлекла за собой возникновение долгов. Одно время мы разбивали плату за отопление на год. Были люди, которые летом вычеркивали эту строку, со словами: летом мы отоплением не пользуемся, не понимая, что это вторая половинка платы за зиму. Те, кому такая схема не нравилась, писали заявление и платили только в отопительный сезон.
- Между прочим, говорят, так получается намного меньше.
- Копеечка в копеечку. Мы за этим следим.
К слову, уже гораздо меньше людей вычеркивает строки из квитанций. Раньше по квитанциям платили 30-40 процентов жителей, теперь рассчитываются 90. Нас это радует. Хотя я с пессимизмом отношусь к заявлениям, что когда-нибудь жители будут полностью оплачивать все услуги и восстанавливать жилой фонд за свой счет. Мне кажется, что это нереально.
- Виталий Николаевич, напоследок поясните: почему расчет и выпуск квитанций отдан в ведение не муниципальному предприятию, а ООО?
- Разве мы плохо справляемся со своими обязанностями? У нас есть договоры с администрацией Владивостока и ОАО “Дальэнерго”, мы выполняем для них расчеты, выпуск квитанций и их обработку. Деньги за коммунальные платежи непосредственно зачисляются на расчетный счет управления жилищно-коммунального хозяйства, за тепло и электроэнергию – на счета “Дальэнерго”. Такая система позволяет сделать платежи более открытыми. Нашу работу постоянно проверяют, когда в прошлом году в Приморье с проверкой прилетела комиссия из администрации президента, они появились у нас в тот же день. Претензий ни у кого не было. Кстати, даже президент поддержал идею создания подобных организаций с разной формой собственности.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»